Долги на рынке электроэнергии уже давно измеряются десятками миллиардов гривен. “Долговая яма” энергетического сектора с течением времени все углубляется и углубляется. Участники рынка находятся в ожидании государственных решений, направленных на финансовое оздоровление сектора и поддержку энергобезопасности.
В ExPro Electricity пообщались с советником премьер-министра Украины и членом наблюдательного совета НЭК “Укрэнерго” Юрием Николаевичем Бойко – обсудили главные первоисточники долгов на рынке электроэнергии, и какие пути преодоления долгового кризиса в условиях полномасштабной войны.
Где сосредоточены долги на рынке электроэнергии?
Уже долгое время говорят о наличии огромных долгов всех перед всеми, говорит Юрий Николаевич Бойко. Но давайте попробуем структурировать информацию по долгам: Для этого посмотрим ситуацию призму задолженности перед НЭК «Укрэнерго», поскольку из-за специфики функций, которые выполняет эта компания именно на ней аккумулируются все проблемы функционирования рынка электроэнергии. Выделяем три основных источника долгов: Неопллата специфическими юридическими потребителями электроэнергии, долги бытовых потребителей и задолженность, возникшая на рынке из-за неполного выполнения НАЭК «Энергоатомом» своих обязательств по поддержке льготных цен на электроэнергию для населения. Последние, кстати, носят цепной характер.
“Условно, в случае погашения “Энергоатомом” своих долгов по обеспечению тарифов для населения в рамках ПСО (а это около 19 млрд. грн. на конец 2023 г.), эта сумма должна “пробежаться” по основным участникам рынка (НАЭК ЕА-ГП-ПУП – ОСР/НЭК-производители) и снизить на эти же 19 млрд. грн. задолженность “всех перед всеми”. Отмечу, что погашение долгов указанными участниками путем оплаты услуг по передаче привело бы к возможности НЭК оплатить долги перед ВИЭ (через оплату услуги Гарантированному покупателю), оплата со стороны ОСР технических потерь привела бы к возможности рассчитаться с производителями, балансирующими систему. Кстати, многие ОСР не покупая технологические потери, “берут” эту электроэнергию именно с Балансирующего рынка, для которого ее кто-то должен выработать, причем практически бесплатно”, – объясняет Бойко.
По словам советника премьер-министра, должно быть понимание, как бороться со всеми причинами возникновения долгов на энергорынке.
Как известно, в энергетической отрасли работают только комплексные решения. Нельзя принять одно волшебное постановление правительства или регулятора, которое решит все проблемы и сразу все изменится к лучшему”, – указывает Бойко.
Если же говорить о размере долгов на рынке электроэнергии, то они действительно огромны – десятки миллиардов гривен.
Значительная часть этой задолженности сосредоточена на системном операторе НЭК “Укрэнерго”. Это, в частности, долги за услугу по передаче электроэнергии (на конец декабря 2023 г. превышают 24 млрд. грн.), услугу по диспетчеризации (балансированию) энергосистемы (более 9 млрд. грн.) и долги балансирующего рынка (около 30,5 млрд. грн.). Основными неплательщиками за передачу являются ОСРы, ЧУПы и государственные компании (шахты, водоканалы, коммунальные предприятия). Это, как указывает Бойко, делает невозможным эффективное финансирование оператором системы передачи всех мер, связанных с обеспечением безопасности поставки электроэнергии, а также снижает выплаты по “зеленому” тарифу генерации из ВИЭ.
“Не платя производителям из ВИЭ за их товар в полном объеме, мы нивелируем тезисы о благоприятной инвестиционной среде. Это главный демотиватор привлечения инвестиции не только в отрасль, но и в Украину в целом”, – отмечает член наблюдательного совета “Укрэнерго”.
Как указывает Бойко, самым болезненным фактором и наибольшей угрозой функционирования производителей электроэнергии является накопление долгов на балансирующем рынке.
“Когда условному “облэнерго” не хватает денег закупить техпотери, он “уходит” на балансирующий рынок, где электроэнергия будет дороже, но, скорее всего, так и не будет оплачена. В качестве примера приведу “Харьковоблэнерго”, который не платит за потери годами. Долги этой компании самые высокие среди всех других операторов систем распределения”, – указывает Бойко, добавляя, что, кроме того, основная часть должников на балансирующем рынке – потребители, которые в свое время были отнесены к критическим, которых, с одной стороны, нельзя отключать, а с другой стороны они являются хроническими неплательщиками.
Напомним, что в марте 2022 г. Министерство энергетики издало Приказ №148, который, по словам Бойко, фактически легализовал возможность не платить за электроэнергию, за счет возможности непрерывного пребывания на ПОН (поставщик “последней надежды” – ГПВД “Укринтерэнерго”). В конце прошлого года этот приказ был отменен.
То есть, основными источниками долгов на балансирующем рынке являются хронические неплательщики – они же, как правило, важные потребители и неспособность ЧУП и ОСР рассчитываться по НЭК в основном по двум причинам: первая – недофинансирование “Энергоатомом” обязательств по ПСО для населения; вторая – низкий уровень оплаты потребленной электроэнергии уже непосредственно бытовыми потребителями, даже по социально низким тарифам.
“Очевидно, что даже при 100% исполнении обязательств по ПСО “Энергоатомом”, если ваши потребители не платят полностью за товар, то вряд ли вы сможете вести прибыльную деятельность”, указывает Юрий Бойко.
Следует отметить, что с сентября 2023 г. “Энергоатом” начал выполнять свои обязательства по ПСО, даже произошло незначительное погашение долгов в прошлый период. Но пока уровень задолженности атомной компании по ПСО все еще высок – около 19 млрд. грн.
Какой должен быть набор решений?
Как указывает советник премьер-министра, в отношении юридических лиц уже есть решение, позволяющее их отключать в случае неуплаты.
“С юридическими потребителями эти шаги уже были приняты в конце прошлого года – снят запрет на отключение всех потребителей и возвращена норма по максимальной продолжительности пребывания на поставке от ПОН – 90 дней. На очереди вопрос критических потребителей: кто их должен определять, какие условия поставки электроэнергии для них, кто должен компенсировать поставщику их возможные долги – совершенно очевидно, что статус критического потребителя не должен приводить к бесплатной поставке электроэнергии. Может, скажем, речь идет об отдельных специальных процедурах их отключения, но точно не об иммунитете на все случаи жизни”, – объясняет Бойко.
По его словам, ведется активное обсуждение всех озвученных выше вопросов.
“По моему убеждению, должна быть введена сбалансированная система сдерживаний и противовесов. Право или статус должны делегироваться/назначаться вместе с обязанностью. Если мы говорим о критических потребителях, то это решение, например, может приниматься централизованно Правительством, с определением механизмов обеспечения такого потребителя электроэнергией, включая бюджетные гарантии покрытия возможных долгов. Или этот вопрос может быть делегирован местным властям, но уже с их обязанностью гарантировать источник финансирования возможных долгов таких предприятий только из местных бюджетов”, – объясняет Бойко 2 возможных варианта.
Но, по его мнению, было бы более корректно централизовать принятие такого решения и ввести механизмы гарантирования оплаты за электроэнергию такого перечня потребителей, в т.ч. с использованием возможностей государственного бюджета. Такой подход стал бы гарантией объективности критериев и малой численности такого перечня.
“Тогда это было бы логично – государство не только определяет перечень привилегированных потребителей, но и гарантирует безубыточную деятельность участников рынка, задействованных в процессе поставки электроэнергии таким потребителям”, – объясняет он.
Набор шагов по стабилизации работы рынка электроэнергии не может не включать и шаги жесткого характера, но с соблюдением четких правил и прозрачных механизмов их администрирования. И относиться они должны и к юридическим, и к бытовым потребителям.
О долгах населения за электроэнергию
Как отмечает Юрий Бойко для ExPro Electricity , за период полномасштабной войны долги бытовых потребителей за электроэнергию выросли на 15 млрд. грн. В частности, за 2023 г. долги выросли примерно на 7,7 млрд. грн. Рейтинг прироста долгов возглавляет Киев и Киевская область. Далее – Днепропетровщина и Харьковщина.
“Много это или мало? По-моему, это очень много. Среди крупнейших должников – много областей, которых бы там не должно быть”, – указывает он.
Кабинет Министров Украины своим решением от 29.12.2023 № 1405 внес изменения в Постановление от 05.03.2022 года № 206 “Некоторые вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг в период военного положения”, фактически отменив мораторий на отключение от электроэнергии должников в нефронт. Для регионов, в которых ведутся боевые действия, такой мораторий остается в силе.
“Моя личная точка зрения – решение об отмене моратория перезрело. Его необходимо было принять где-то 15 месяцев назад”, – говорит Бойко, объясняя это тем, что Украина пережила шок первых месяцев войны, стабилизировала работу экономики, финансовой и банковской систем, кроме того, агрессора успешно изгнали со значительной части территории и активные боевые действия ведутся не на всей территории нашего государства.
“Задаю риторический вопрос: каким образом боевые действия, например, в Харьковской области должны оправдывать факт неоплаты за потребленную электроэнергию, например, в Киеве? По моему твердому убеждению, никаким”.
Если раньше до полномасштабной войны приемлемым считался уровень оплаты населением счетов за электроэнергию на уровне 98% и выше, то в прошлом году фактический показатель опустился до 83% .
“Мы должны отдавать себе отчет, что своим отношением к оплате за потребленную электроэнергию – мы либо поддерживаем наших энергетиков, либо, наоборот, не поддерживаем”, – обращает внимание советник премьер-министра.
Выводы
Только комплексным подходом можно добиться ощутимых положительных последствий для работы рынка электроэнергии, отмечает Бойко. В частности, не обойдется и без непопулярных решений.
“Проблему создать легко, а лечить ее – болезненно и неприятно”, – подытожил экс-министр.
По состоянию на конец 2023 г. задолженность участников рынка перед НЭК “Укрэнерго” на балансирующем рынке составила 30,5 млрд. грн. Задолженность “Укрэнерго” перед участниками рынка – 18,4 млрд. грн. За 2023 год прирост долгов на этом сегменте – 40% и 44% соответственно.
Задолженность НЭК “Укрэнерго” перед ГП “Гарантированный покупатель” за оплату услуги для ВИЭ по состоянию на конец 2023 г. уже превысила 32 млрд. грн. (Expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)