Правительство не считает войну препятствием для реализации крупных проектов, поэтому решило начать строительство четырех атомных блоков. Где будут брать деньги?
Несмотря на войну, министр энергетики Герман Галущенко объявил о плане строительства в Украине четырех атомных блоков. В случае реализации этого проекта Хмельницкая АЭС станет самой большой атомной станцией в Европе, отобрав пальму первенства у оккупированной Запорожской АЭС.
У критиков команды министра энергетики такие заявления вызывают удивление по нескольким причинам. Первая и основная – непонятный источник финансирования. Вторая – дополнительные 4 тыс. МВт генерации на одном объекте противоречат заявлениям руководства государства о развитии децентрализованной энергосистемы, которая должна стать менее уязвимой для возможных атак россиян.
Реально ли построить атомные мощности во время войны, сколько на это уйдет средств, и где Украина планирует их брать?
Нужна ли Украине новая генерация?
Ответ на этот вопрос очевиден: несмотря на отсутствие масштабных обстрелов энергетической инфраструктуры со стороны россиян, отопительный сезон проходит сложно. Ситуацию хорошо обрисовал главный диспетчер “Укрэнерго” Виталий Зайченко.
“В начале января мы были буквально “на грани” (введение ограничений для потребителей). Бог с погодой помог, “Укргидроэнерго” больше выработало, ракетная опасность снизила потребление, из-за непогоды обесточены населенные пункты. Это нехорошо для потребителей, но “плюс” “Для балансировки системы. Можно уверенно сказать, что до конца зимы так отбалансироваться мы не сможем”, – предупредил главный диспетчер страны.
И это еще без учета импорта и аварийной помощи, регулярно поступающих от соседних государств в украинскую энергосистему. Сейчас технические возможности поставок электроэнергии в Украину ограничены 1 700 МВт, поэтому в “Укрэнерго” отмечают, что пересечение для импорта следует расширить.
В таких обстоятельствах новые обстрелы россиянами энергетической инфраструктуры почти гарантированно приведут к отключению потребителей. Станет легче после окончания холодов? Нет к сожалению. Дело в том, что по завершении отопительного сезона на АЭС традиционно начинаются ремонты, сопровождающиеся остановкой блоков и угрозой дефицита электроэнергии. В 2024 г. эта кампания обещает быть не менее жесткой, чем в 2023 г.
“Эта проблема с нами не на один или два года. Она может решиться только тогда, когда мы что-нибудь построим или вернем в баланс оккупированную генерацию”, – объясняет собеседник ЭП в одной из государственных энергетических компаний.
Есть мнение, что едва ли не все проблемы с генерацией в Украине способна решить деоккупация крупнейшей в Европе АЭС – Запорожской. Однако не все так просто. При увольнении ЗАЭС вместе с генерацией Украина одновременно вернет и огромный объем потребления на тех территориях, но сложность даже не в этом.
В случае отступления из Энергодара, россияне сделают все, чтобы эта станция вернулась украинцам непригодной для работы. При наиболее оптимистическом сценарии возобновить работу ЗАЭС удастся через два-три года, а при пессимистическом – никогда.
Другой важный фактор – возможная потеря дополнительных генерирующих мощностей в ближайшее время. Сложная ситуация на Кураховской ТЭС, которую россияне ежедневно обстреливают артиллерией. Рядом с линией фронта расположена и Славянская ТЭС, тоже не раз попадавшая под обстрелы. Остановка этих двух станций еще минус 500-700 МВт.
Итак, новое поколение Украине крайне нужно. Как и возвращение в работу отдельных остановленных блоков ТЭЦ и новые системы ПВО для защиты электростанций.
Самая большая АЭС в Европе
На днях Галущенко объявил, что Украина в 2024 г. планирует начать строительство блоков атомных станций. О чем идет речь? Заявление министра касается достройки блоков на Хмельницкой АЭС – самой маленькой из всех атомных станций страны.
На подконтрольной Украине территории расположены три атомные электростанции. Хмельницкая АЭС эксплуатирует два блока по 1000 МВт, Южноукраинская АЭС имеет три блока по 1000 МВт, Ровенская АЭС – четыре блока: два по 1000 МВт и столько же – по 420 МВт. Оккупированная россиянами с марта 2022 г. Запорожская АЭС имеет шесть блоков по 1000 МВт.
Запорожская АЭС сейчас крупнейшая атомная электростанция в Европе, но при реализации озвученных Галущенко планов Хмельницкая может ее обойти и занять первое место. Дело в том, что кроме двух рабочих блоков Хмельницкой АЭС есть два блока, строительство которых началось в советские времена и не было завершено.
Есть два варианта развития событий, которые могут реализовываться одновременно. Первый – достройка третьего и четвертого блоков, второй – строительство пятого и шестого блоков. Оба испытывают определенные трудности, поэтому пока неизвестно, какой из них удастся реализовать первым.
Готовое оборудование российского производства для третьего и четвертого блоков находится в Болгарии. Это реакторы ВВЭР-1000 по 1000 МВт каждый. Такие установлены на двух рабочих блоках Хмельницкой АЭС. “Сейчас ведем переговоры с болгарскими партнерами по двум реакторам, которые хотим импортировать”, – сообщил Галущенко.
Остальные два – пятый и шестой блоки – планируют строить по американской технологии АР 1000. “Эти реакторы производства компании Westinghouse являются ядерными установками поколения III+, более безопасными и маневровыми. Фактическая мощность каждого блока АР1000 составляет более 1100 МВт”, – поясняет глава. Петр Котин.
В конце декабря Westinghouse победила в тендере “Энергоатома” на закупку оборудования для строительства пятого реактора Хмельницкой АЭС за 437 млн. долларов.
“За эти деньги купили оборудование всего реакторного острова для одного энергоблока, которое уже изготовлено и находится в США. Оно предназначалось для не достроенной АЭС в Южной Каролине, но мы договорились о его покупке со скидкой 50%.
Общая стоимость строительства одного блока составит около 5 миллиардов долларов. Блок состоит из реакторного острова, турбинного острова, силовых электрических машин и вспомогательных систем. Большая и главная часть – реакторный остров – у нас уже есть”, – заявил Котин.
Когда могут начаться работы? Строительство ядерных реакторов требует прохождения огромного количества бюрократических инстанций и получения всех необходимых документов и согласований. Основными среди них три.
- Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и согласования профильным регулятором и центральными органами исполнительной власти.
- Консультации с соседними государствами по Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду.
- Разработка и принятие закона о размещении, проектировании и строительстве энергоблока АЭС.
Профильные эксперты подчеркивают, что на это могут уйти годы. Тем не менее, Галущенко обещает начать строительство летом-осенью 2024 г., а первые результаты получить через 2,5 года.
Насколько это реально и какие риски
Публичная критика и оговорка экспертной среды относительно планов постройки ядерных реакторов касается трех ключевых направлений.
Первый – после атак россиян на энергетическую инфраструктуру Украина объявила о намерении строить распределенную генерацию, газотурбинные и газопоршневые электростанции, которые должны сделать энергосистему максимально децентрализованной и менее уязвимой для ракет и дронов врага. Очевидно, строительство еще одной крупнейшей атомной станции в Европе противоречит этим планам и обещаниям.
Второй – где взять деньги для масштабного строительства, а главное – каким будет источник их возвращения, поскольку на “Энергоатом” до сих пор возложены обязательства по финансированию социального тарифа на электричество для населения. В компании ЭП сообщили, что источником финансирования будут собственные средства, деньги иностранных банков и финансовых учреждений. Из собственных источников ЭП стало известно, что сейчас ведутся переговоры с одним из банков США.
Третий – возможно ли реализовать такой масштабный проект в объявленные сроки во время войны? В этом контексте Котину вспоминают историю с подаренной американцами в начале 2023 г. газотурбинной электростанцией, которую “Энергоатом” не смог запустить через год. Мол, что уж говорить о строительстве четырех атомных реакторов?
Несмотря на критику оппонентов, в Минэнерго и “Энергоатоме” настаивают, что строительство начнется до конца 2024 г., и не последнюю роль в этом процессе должна сыграть заинтересованность американцев.
“Для США строительство Украиной энергоблоков по американской технологии и создание совместного с нами ядерного топлива для атомных блоков ВВЭР-440 является геополитическим проектом. Если проводить аналогию с оружием, то благодаря Украине весь мир увидел, что Patriot – лучшая система ПВО. То же можно сказать и об атомной энергетике. Они заинтересованы в том, чтобы мы установили атомные блоки по технологии АР1000”, – уверен Галущенко. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)