По итогам 2023 г. Казахстан увеличил поставки нефти и газового конденсата в обход российских портов в два раза в сравнении с годом ранее, с 1,91 млн. до 3,73 млн. тонн. Об этом сообщается на сайте информагентства Reuters.
В общей сложности в прошлом году Казахстан поставил 70,5 млн. тонн нефти и газоконденсата против 64,3 млн. тонн годом ранее.
По словам аналитиков, Казахстан выстраивает альтернативные маршруты в обход портов РФ, чтобы снизить риски вторичных санкций. Но основным каналом для поставок казахстанского сырья по-прежнему является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с долей 80%. Ключевыми альтернативными направлениями для экспорта нефти из Казахстана – нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), грузинский порт Батуми, а также трубопровод “Дружба”, по которому нефть идет на немецкий нефтеперерабатывающий в Шведте.
По итогам 2023 г. экспорт нефти из порта Актау в направлении Азербайджана вырос с 0,250 млн. тонн до 1,468 млн. тонн. Экспорт по нефтепроводу БТД увеличился до 1,392 млн. тонн. Основными поставщиками сырья на данном маршруте являются “Тенгизшевройл” (72%), Total & Dunga (18%), “Жаикмунай” (5%) и “Бузачи нефть” (4%). Объем экспорта по Транскаспийскому маршруту достиг 1,55 млн. тонн.
Экспорт энергоносителей из Казахстана в КНР по итогам в 2023 г. в сравнении с годом ранее сократился на 4%, до 1,2 млн. тонн. Как пояснили эксперты, иностранные акционеры крупнейших каспийских месторождений не заинтересованы в импорте нефти в Китай по нефтепроводу Атасу-лашанькоу, так как экспорт по Транскаспийскому маршруту более выгоден.
Казахстан намерен нарастить экспорт нефти по Транскаспийскому маршруту вдвое – до 3 млн. тонн каждый год. С этой целью планируется начать транспортировку сырья через нефтепровод Баку-Супса. (АБН/Энергетика Украины и мира)