Как Украина пережила второй отопительный сезон с начала большой войны, и почему россияне не смогли уничтожить энергосистему.
Перед началом отопительного сезона президент Владимир Зеленский, представители украинской разведки, профильных компаний и ведомств не раз предупреждали, что эта зима может оказаться сложнее предыдущей. Впрочем, благодаря ряду факторов масштабных обстрелов, блекаута и даже так называемых веерных отключений электроэнергии удалось избежать.
С одной стороны, этому способствовала лучшая подготовка к зиме, а с другой, как говорят собеседники ЭП, россияне могли несколько подкорректировать свои планы по нанесению ударов по украинской инфраструктуре.
Теперь Кремль вроде бы делает ставку на обстрелы не всей Украины с целью вызвать масштабный блекаут, а атакует крупные промышленные регионы, пытаясь, прежде всего, нанести ущерб экономике страны.
Вторая зима под обстрелами
Результатом прошлогодней кампании россиян по уничтожению украинской энергетики стало 271 попадание в объекты генерации и распределения электроэнергии, аварийная остановка всех атомных станций и массовые отключения света по всей стране.
Еще весной 2023 стало ясно, что разрушения таких масштабов не могут остаться без последствий. Отложенный эффект от атак сказался летом, когда старые повреждения стали причинять системные аварии и оставляли без света сотни тысяч потребителей в Украине и за ее пределами.
Новые масштабные обстрелы могли создать множество проблем энергосистеме, о чем не раз предупреждали первые лица государства. “Я считаю, что мы лучше подготовлены к зиме, чем раньше. Но я не думаю, что Россия будет использовать меньше оружия. Зима будет тяжелой”, – отмечал в ноябре Зеленский.
“Зимой Украину снова ждет “битва за электроэнергию”, ведь россияне восстановили запас сил и средств для атак на украинскую энергетику”, – предупреждал руководитель главного управления разведки Министерства обороны Кирилл Буданов.
К счастью, масштабных обстрелов не последовало. Почему?
“Во-первых, нашу энергосистему не так просто “погасить”. Во-вторых, у нас стало гораздо больше систем ПВО. Похоже, враг все это проанализировал и решил избрать приоритетом военные цели”, – предполагает собеседник ЭП в правительстве.
Такая версия частично подтверждается в Министерстве обороны Британии.
“Россия, по крайней мере, временно, изменила подход к нанесению ударов по Украине с дальнего расстояния, больше нацелившись на оборонные мощности, а не на энергетическую инфраструктуру. Это контрастирует с большими атаками минувшей зимы, во время которых приоритет отдавался энергетике”, – отмечают британские разведчики.
Приведенные мнения касаются дальнобойных ударов вглубь страны, поскольку приближенные к линии фронта энергетические объекты до сих пор подвергаются регулярным атакам. В ежедневных сводках Министерства энергетики и “Укрэнерго” постоянно идет речь о новых повреждениях электростанций, подстанций, сетей облэнерго и другой энергетической инфраструктуры, из-за чего без света ежедневно остаются сотни населенных пунктов.
Не прекращаются и кибератаки на инфраструктуру, правда, не успешные. Все эти факторы создали много проблем для энергетиков. В определенный момент энергосистема была в шаге от ограничений потребителей, однако их удалось избежать.
Что помогло избежать отключений
Опрошенные ЭП профильные эксперты и участники рынка отмечают, что пройти зиму без отключений удалось благодаря стечению многих факторов.
Первый – в рамках подготовки к зиме было восстановлено достаточное количество генерации. По словам министра энергетики Германа Галущенко, в рамках ремонтной кампании к энергосистеме добавили 2,2 ГВт мощности.
Второй – улучшение системы ПВО. У Украины большое количество иностранного вооружения, которое используется параллельно с образцами советских времен.
“Если в начале прошлой зимы прилетало чуть ли не все, что запускали по энергетике, то сейчас большинство дронов и ракет сбивается. Это не могло не повлиять на решение россиян отказаться от масштабных обстрелов”, – считает собеседник ЭП в одной из государственных энергетических компаний.
Третий – погода. “Второй год подряд погода на нашей стороне. В прошлом году зима была аномально теплая, в течение этого отопительного сезона тоже не было сильных морозов. Если бы длительное время температура держалась ниже минус 10 градусов, ситуация могла бы быть другой”, – делится мнением представитель Кабмина.
Не последнюю роль в отсутствии ограничений для потребителей сыграл импорт из ЕС. В ноябре европейская сеть операторов системы передачи электроэнергии ENTSO-E увеличила возможности поставок в Украину на 500 МВт до 1 700 МВт.
“В необходимых объемах заходило импортное электричество, почти всю зиму оно было проходимым по ценам. Просмотр предельных цен на рынке был правильным и НКРЭКУ точно угадала с новыми прайс-кепами”, – отмечает один из народных депутатов.
Есть еще один немаловажный фактор: в этом сезоне Украина была готова отвечать России на удары по энергетике. О таком сценарии говорили президент, министр обороны и министр энергетики. Впоследствии понятию “блэкаут” россиян обучала СБУ, атакуя объекты, в том числе питавшие военные объекты врага.
“Могла сработать логика “понятий”: мы не “гасим” энергетику россиянам – они не “гасят” нам. Ресурс, чтобы наделать нам больше проблем, чем в прошлом, у них был, а у нас был ресурс, чтобы ответить”, – предполагает один из представителей правительства.
Враг изменяет тактику атак?
Несмотря на относительно стабильное прохождение зимы, расслабляться рано. Накануне вице-премьер Александр Кубраков заявил, что россияне изменили цель атак.
“В прошлом году россияне пытались заморозить миллионы украинцев. В этот раз они пытаются разрушить нашу экономику путем отключения от энергосистемы наших ключевых промышленных регионов”, – заявил Кубраков.
Эту информацию подтверждают участники рынка.
“Около полутора месяцев россияне выбирают цели возле крупных промышленных объектов на Днепропетровщине, Полтавщине и Запорожье. К счастью, о значительных убытках речь не идет”, – говорит собеседник ЭП в одной из энергетических компаний.
Источник ЭП в правительстве считает, что делать вывод об изменении враждебной тактики рано: “Некоторые вещи дают основания говорить о новой цели атак, но это на уровне предположений. Пока недостаточно данных, чтобы делать твердый вывод”.
О смене тактики российских обстрелов говорил и Галущенко. Он подчеркнул, что враг не имеет успехов. Последний тезис подтверждает ситуация в энергосистеме, а именно – профицит электричества и увеличение экспорта в ЕС. Это при том, что в январе промышленность увеличила потребление электричества на 27%, а население – на 13,5%.
В последние дни Украина продавала ток в Словакию, Венгрию, Польшу, Молдову и Румынию. Из-за потепления и профицита вводились ограничения на выработку “зеленого” электричества, применялся механизм аварийной помощи, в рамках которого Польша выкупала излишки украинской электроэнергии.
В целом же с начала января 2024 г. чистый коммерческий импорт в Украину сократился почти вдвое, а в середине февраля чистый экспорт стал положительным.
Несмотря на стабильное прохождение отопительного сезона, уже сейчас нужно думать о подготовке к зиме 2024-2025 гг. Приоритеты не изменились: восстановление поврежденных объектов, улучшение ПВО и строительство распределенной генерации, которая позволит лучше балансировать систему и защищаться от атак врага.
Также следует строить электростанции из-за потенциальной потери расположенных близко к линии фронта Кураховской и Славянской ТЭС. Их остановка будет означать потерю 500-700 МВт в энергосистеме, которую нужно чем-то заместить. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)