Россия остается сильнейшим игроком рынка обогащенного урана, а ее ядерное топливо до сих пор покупают страны ЕС.
Отказ от ресурса – это длительный процесс, который точно невозможно завершить через два года. Однако несколько стран и не пытаются это сделать, даже планируют расширить сотрудничество. Продажа ядерного топлива не является значительной статьей дохода для российского бюджета, но сотрудничество в этой сфере позволяет Кремлю колоссально влиять на правительства разных государств. И шанса воспользоваться этим он точно не упустит. ЕС пока не может ввести санкции против “Росатома”, нет согласия всех стран союза. А вот США уже сделали это, однако ограничения слишком слабы.
Два года оккупации Запорожской АЭС: последствия
В начале марта 2022 г. российские войска ворвались в Энергодар: открыли огонь по гражданским, оккупировали город и крупнейшую атомную электростанцию Европы.
Тогда же впервые в истории военные захватили атомный объект другого государства.
С тех пор украинский персонал ЗАЭС работал в невыносимых условиях, некоторых работников похищали и пытали. Сейчас на станции больше нет верных Украине людей – в течение февраля кафиры окончательно вывели их из ЗАЭС.
По информации неправительственной организации Truth Hounds, документирующей и расследующей международные преступления, россияне прибегали к избиению, удушению, пыткам сотрудников ЗАЭС электрическим током, имитировали казнь, заставляли их копать себе могилы, угрожали изнасилованием жертв и их родственников, содержали без пищи и воды.
Украинские работники также заставляли взять российские паспорта. Параллельно Росатом завозил на станцию своих сотрудников. Вместе с ними на Запорожской АЭС оказались и военные.
“Станция по периметру заминирована. И это также представляет огромную угрозу”, – заявил заместитель председателя Запорожской ОВ Евгений Мироненко.
Россияне создали еще один прецедент – разместили на территории Запорожской АЭС военную технику и оружие.
“Мы смогли проанализировать местность вокруг ЗАЭС, откуда россияне стреляют по гражданским. Благодаря спутниковым фото идентифицировали конкретные боевые позиции”, – рассказал старший ядерный специалист Greenpeace Germany Шон Берни.
В частности, россияне завезли на территорию АЭС установки реактивной системы залпового огня Смерч с дальностью стрельбы более 100 километров.
Эксперты Greenpeace подчеркнули: доказательств преступных действий россиян собрали достаточно; призвали международное сообщество действовать – ввести строгие санкции.
“Катастрофа может произойти в любой момент. Нужно больше усилий прилагать тем, у кого есть реальные механизмы решать вопросы, но почему-то не пользуется ими”, – убеждена председатель Запорожского областного совета Елена Жук.
“За последние 18 месяцев крупнейшая европейская атомная электростанция потерпела восемь случаев полной потери питания электроэнергией за пределами площадки, что заставило ее полагаться на аварийные дизельные генераторы. В истории атомной энергетики это беспрецедентная ситуация”, – констатировал генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
На ЗАЭС постоянно находится миссия международных наблюдателей. Однако эксперты не могут свободно передвигаться по станции, они находятся под пристальным наблюдением российских и атомщиков, и силовиков. В то же время само Международное агентство по атомной энергетике продолжает активно сотрудничать с россиянами. Заместителем гендиректора МАГАТЭ остается гражданин РФ и сотрудник Росатома Михаил Чудаков – в этой организации он работает с февраля 2015 г.
“У МАГАТЭ россиянин не только заместитель гендиректора. Более 100 граждан России работают в данной организации. Как поступить? Нужно вводить персональные санкции всем руководителям Росатома, запрещать им строить станции по всему миру, а также заморозить счета Росатома по всему миру”, – отметил руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
ЕС зависит от России. США медленно, но действуют
Санкциями по ядерной отрасли России избивают пока только США. Ко второй годовщине вторжения официальный Вашингтон усилил ограничения против Росатома. Но в основном речь идет о персональных санкциях – в американские черные списки внесли пол тысячи физических лиц. Под ограничения попали также отдельные дочерние компании российского ядерного гиганта, в частности АО “Росатом Арктика”.
При этом “Росатом” поставляет примерно треть обогащенного урана, который используют энергетики США, сообщает The New York Times, и получает около миллиарда долларов ежегодно от американских компаний.
“По сравнению с отраслями ископаемого топлива, такими как нефть, уголь и природный газ, российская ядерная гражданская промышленность относительно слабо пострадала от введенных санкций, в частности в США. Россия через “Росатом” доминирует в глобальной цепи поставок для атомки, и ситуация с критической зависимостью ЕС от российского обогащенного урана полностью напоминает тотальную зависимость от дешевого российского газа, которую сейчас страны ЕС пытаются значительно сократить, хотя еще не внедрили полный запрет на импорт российского газа”, – отметила основательница и директор ОО Razom We Stand Светлана Романко.
Прибыли России от атомной отрасли существенно ниже, чем от продажи нефти или газа. Скажем, доходы от продажи ядерного топлива в российском бюджете составляют менее 2%. Проблема в другом: Кремль сохраняет колоссальное влияние на правительства, страны и целые регионы. Скажем, только в Европейском союзе энергетические предприятия, зависимые от сотрудничества с “Росатомом”, производят электроэнергию для 100 млн. человек. И есть риск, что это влияние Россия может нарастить. Ведь ряд европейских стран делают ставку на развитие ядерной энергетики.
Россия – крупный производитель ядерного топлива, и многие страны продолжают торговать с Кремлем. Но опыт Украины доказывает: выход есть, было бы желание. Украинские АЭС также работали на российском ядерном топливе, однако, Украина смогла полностью отказаться от него. Конечно, этому предшествовали почти десять лет кропотливой работы.
Сейчас в ЕС более десяти блоков АЭС работают на российском топливе. Финляндия официально заявила, что планирует перейти на твелы из США, хотя контракты с Россией действуют до 2030 г. Есть планы сменить поставщика топлива и Болгария, однако это может произойти не ранее чем через пять лет. Чехия тоже ведет переговоры с американцами о покупке топлива для своих АЭС.
Франция же покупает российское ядерное топливо и прекращать сотрудничество не планирует.
Но еще две страны ЕС – Венгрия и Словакия – бизнес с Кремлем проводят охотно и даже блокируют санкции против Росатома.
Российский концерн планирует ввести в эксплуатацию еще два блока в Словакии и два строить в Венгрии, что укрепит партнерские отношения этих двух стран с Росатомом и политическую и ресурсную зависимость от России. Можно сказать, Путин руками Росатома закладывает атомную бомбу замедленного действия в дружественных к преступному режиму странах ЕС, чтобы в нужный момент повлиять на политические взрывы, которые будут угрожать устойчивости ЕС как демократического геополитического лидера”, – подчеркнула Светлана Романко.
Но ядерное топливо не единственный бизнес России в атомной отрасли. Она занимает также около 40% мирового рынка обогащения урана. Кремль располагает разветвленной сетью дочерних предприятий и в России, и за рубежом – всего их более трехсот.
И главное, Росатом – не просто гражданская энергетическая компания, это концерн, десятки структурных подразделений и дочерних предприятий которого непосредственно работают на российский оборонный комплекс. Росатом причастен к производству боеприпасов, ракет, бронетехники, систем ПВО. И, конечно, ядерного оружия. При этом сам концерн не под санкционными ограничениями, поэтому может покупать компоненты для производства оружия без ограничений.
Россия повышает ставки
Риски аварии на Запорожской АЭС все еще очень высоки. Оккупанты нагнетают ситуацию – вероятно планируют запустить находящиеся сейчас в холодном останове ядерные блоки (состояние, когда реактор заглушили при низком давлении и низкой температуре охлаждающей воды).
Росатом пробурил скважины, благодаря которым они могут получать 4 кубометра воды в секунду. Но для нормальной работы одного реактора АЭС нужно 100 кубометров в секунду. Даже с упомянутыми скважинами у них нехватка воды. “Это ненормальные условия, чтобы запускать один или несколько реакторов в ближайшее время”, – отметил Шон Берни.
Запускать блоки ЗАЭС категорически нельзя. Причин несколько. В первую очередь потому, что вблизи станции продолжаются боевые действия, это создает колоссальные риски для безопасности станции. Также из-за подрыва россиянами Каховской ГЭС значительно снизился уровень воды. Нет россияне и квалифицированного персонала для таких сложных работ. Кроме того, на ЗАЭС истекает срок эксплуатации ядерного топлива, а перегрузить его могут только украинские специалисты, имеющие и опыт, и профессиональные навыки.
Чтобы это сделать, необходимо разобрать реакторы, получить доступ к нему, а дальше провести очень сложную технологическую операцию по перегрузке. Это требует лицензированного персонала, которого сейчас нет. Это требует и сложных управленческих и технических решений – что делать с выгруженным топливом. Там люди, которые никогда не делали этого”, – отметил руководитель “Энергоатома” Петр Котин.
Категорически против запуска блоков ЗАЭС и специалистов Международного агентства по атомной энергии. Руководитель МАГАТЭ Рафаэль Гросси на этой неделе снова ездил в Россию, даже встречался с Владимиром Путиным в Сочи. О результатах переговоров, однако, нет никаких подробностей.
“С самого начала оккупанты используют ЗАЭС как инструмент ядерного шантажа. Поэтому все действия русских следует рассматривать именно в этом аспекте. Перезапуск реакторов ЗАЭС – это повышение ставок, ведь ядерный инцидент на рабочем реакторе будет иметь гораздо более серьезные последствия, чем на остановленном. В этом случае существует высокая вероятность выброса радиации далеко за пределы станции”, – заявила экозащитная организация SaveDnipro.
За два года специалисты зафиксировали более 150 фактов нарушения условий эксплуатации ЗАЭС, совершенных россиянами. Станция уже не раз была в шаге от чрезвычайной ситуации. Украина вынуждена готовиться к любому развитию событий.
“Состоялись масштабные учения, на которых мы отработали планы эвакуации людей. Также проводились командно-штабные учения, совершенствуя мероприятия по радиационной безопасности. Мы отдаем себе отчет: пока ЗАЭС контролируют оккупанты, никто не может быть уверен в безопасности этого объекта”, – отметил Евгений Мироненко. (Сергей Барбу, корреспондент “5 канала”; lb.ua/Энергетика Украины и мира)