В прошлом году украинский рынок нефтепродуктов прожил с совершенно новой системой обеспечения, построенной в 2022 г. и ориентированной на европейскую границу. В это мало кто верил, но это произошло довольно быстро. В 2023 новая система поставок прошла испытания на прочность, показав свою безальтернативность и гибкость. Очень важно и то, что параллельно с географическими и логистическими изменениями сформировался новый пул поставщиков на базе исключительно украинских компаний, которые до 2022 г. были лишь “вторыми руками”.

Жизнь без РФ

Ни в Европе, ни в Украине не верили в жизнь без российских энергоносителей – нефти, газа, нефтепродуктов. Многие годы немалые бюджеты уходили из Москвы на распространение этой страшилки. Именно Украина в 2022 году доказала, что это реально, и достичь независимости можно быстро.

Через четыре месяца после начала полномасштабной войны, в июле 2022 г., на рынке не было дефицита ни одного вида горючего, хотя в 2021 г. на российское и белорусское дизтопливо приходилось 70%, бензины – 50%. Правда, как и все украинцы, рынок горючего понес потери: потребление бензинов и дизтоплива 2023 г. по отношению к 2021 г. уменьшилось на 17,5%, сжиженного газа – на 35%.

Европа задействовала эмбарго на российскую нефть 5 декабря 2022, на нефтепродукты – с 5 февраля 2023-го. И не было ни одного дефицита. Единственным признаком континентальной перестройки стал всплеск цен с пиком в первые дни марта 2022. Отметим, что аналогичная динамика была и в отношении природного газа. Но это объективное явление – высокая цена необходима для привлечения новых поставщиков, а после налаживания стабильных поставок цены нормализуются. Как видим, в 2023-м и начале 2024 г. цена на нефть стабилизировалась, хотя и несколько выше цены “довоенного” в 2021-м.

То же произошло в Украине: в условиях дефицита трейдеры покупали топливо за любые деньги, а когда рынок наполнился, цены снизились до объективных уровней. Исключение составляет высокая логистическая составляющая, которая образовалась из-за длинных транспортных цепей и высокой стоимости автомобильных поставок, которые в отдельные месяцы достигали 50% в общем импорте (до 2022 года их не было вообще).

Пестрая география

Импорт горючего в Украину происходит преимущественно по двум примерно равнозначным направлениям – польскому и румынскому. Здесь подразумевается именно место пересечения украинской границы, а не происхождение горючего. Что касается последнего, то палитра производителей насчитывала в 2023 г. 22 страны. Незаметно в обыденность превратилось присутствие на заправочных станциях дизтоплива и сжиженного газа из США. Среди экзотических стран отметим Кувейт, танкер в адрес украинской сети UPG шел водой 15 тыс. км. Также встречались партии из Китая, Омана и Тайваня.

Не такая пестрая картина в бензиновом сегменте, поскольку, в отличие от ДТ, потребность в бензине европейские НПЗ закрывают своими силами. Из тенденций 2023 можно выделить рост популярности бензина из Германии, провайдером которого для украинских контрагентов является польский трейдер UNIMOT. Это горючее специально для Украины производят без спиртосодержащих компонентов, соответственно, оно более устойчиво и лучше переносит длинную логистику и хранение, что особенно актуально летом.

Джентльмены удачи

На украинском рынке прошла не только географическая диверсификация, но и логистическая. Около 33% импортных бензина и дизтоплива завозились автомобильным транспортом. Достаточно сказать, что в 2021 г. эта доля составила нуль. Резкое увеличение парка бензовозов – ключевой фактор преодоления дефицита в 2022 г. С 2021 г. их количество выросло более чем в четыре раза, с 1500 до 6400 единиц.

Без преувеличения логистическая революция привела к еще одному явлению – резкому росту числа импортеров: если в 2021 г. их было 200, то в 2023 – более 700. В частности, количество импортеров бензина увеличилось в пять раз, дизтопливо – в шесть и вдвое – сжиженное газа.

Появилась масса участников рынка, которые, обладая даже одним бензовозом, становились импортерами горючего. Эта новоявленная категория нефтетрейдеров неплохо заработала на ажиотаже 2022 г., очевидно воображая, что так будет всегда.

Однако с тех пор рынок горючего живет в состоянии перманентного профицита, поскольку джентльмены удачи постоянно везут новые партии, мечтая о повторении горячих дни лета 2022-го. В условиях постоянного перелива рынка и наличия сотен не обремененных особыми обязательствами и инфраструктурой трейдеров оптовая торговля горючим превратилась в совершенно бесприбыльное, а потому достаточно рискованное дело.

“Я везу танкер горючего на 5-6 тысяч тонн, а цену на рынке определяет Вася с одним бензовозом на 30 тонн, которому срочно нужны деньги, поэтому он решил продать свой ресурс в ноль”, – объясняет особенности современного ценообразования и природу безумных рисков один из крупных импортеров.

Ситуация может исправиться в 2025 г., когда заработает закон о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. Он предполагает, что импортер или производитель должны содержать определенный запас горючего, который рассчитывается от объема поставок. В первый год такой норматив составит 3% или 11-дневный запас. Появление пусть даже небольших, но обязательств и замораживания определенных средств заставит многих джентльменов удачи завершить свою нефтяную карьеру, что должно дать рынку большую прогнозируемость и инвестиции в развитие инфраструктуры.

Только для украинцев

Если говорить о крупнейших поставщиках периода полномасштабной войны, то основным изменением стало доминирование украинских компаний. До 2022 г. определяющие позиции принадлежали представителям и партнерам российских и белорусских производителей, как “БНК-Украина”, пулу азербайджанских трейдеров “Мадокс” и Coral Energy, являвшихся провайдерами объемов “Роснефти”, и компании “Гран При Ойл”, что опекала горючим от “Лукойла”.

С 2022 г. российские и белорусские объемы исчезли, а первые руки на рынке горючего перешли к украинским коммерсантам, которые и решили задачу радикальной перестройки рынка и его наполнение горючим. Преимущественно это известные имена, хотя появляются и новые “звезды”.

Лидерство принадлежит группе ОККО, почти сохранившей довоенные объемы поставок, но с учетом 20-процентного уменьшения рынка можно говорить о существенном увеличении рыночной доли. Так, в 2023 году каждый пятый литр бензина был реализован на ОККО. В прошлом году оператор значительно увеличил объем оптовой торговли.

Пропорционально снижению потребления провалился WOG. Скорее всего, компания могла бы сделать больше, но помешали проблемы с оборотными средствами из-за огромной банковской задолженности. Основу продаж WOG составляют корпоративные потребители дизтоплива, которым сеть предоставляет максимальные скидки и благодаря чему продолжает удерживать хорошую розничную реализацию.

Оперативно сориентировался в экстренной ситуации 2022 номер три рейтинга импортеров – UPG. Уже в июне 2022 стало известно о приобретении украинским оператором перевалочного нефтяного терминала в польском Щецине, через который компания обеспечивает преобладающий объем дизтоплива. Правда, абсолютным форс-мажором стало перекрытие границ поляками, что привело к увеличению логистического плеча и соответственно ударило по экономике поставок.

Четвертое место занимает оптовый трейдер “Альянс Энерго Трейд” (АЭТ), у которого и до полномасштабки были прочные позиции на рынке. В частности, компания была известна как один из лидеров в поставках битума и один из морских импортеров дизтоплива. В 2023 г. компания понесла большие потери вследствие попадания вражеских дронов по пунктам хранения горючего.

Профиль группы компаний “Кантарелл” один в один повторяет коллег из АЭТ. Они на двоих делили лидерство по битуму, примерного уровня объемы поставок дизтоплива сохранились в прошлом году. Основная специализация “Кантарелла” – обеспечение горючим промышленных предприятий преимущественно на юге Украины.

По сравнению с 2021 г. потери объемов реализации группой БРСМ составили более 40%. Но по-прежнему этот бизнес держится на “крафтовом” бензине, который производится на собственных мощностях путем смешивания всего горящего, в частности биоэтанола (спирта) опять же собственного производства. Есть и признаки “улучшения” дизтоплива. Но следует отметить, что во второй половине 2023-го БРСМ начала декларировать по крайней мере часть этих объемов, уплачивая акциз.

Звание “Крах года” безусловно принадлежит группе “Приват”. В десять раз такая оценка уменьшения объемов поставок по сравнению с 2021 г. Тогда бизнес Игоря Коломойского держал в руках весь ресурс “Укртатнафты” и газоперерабатывающих заводов “Укрнафты”. После национализации этих двух нефтяных гигантов осенью 2022 г. “Приват” лишился не только производственных активов, но и части розничной сети, которая впервые в истории отошла “Укрнафте”. С тех пор “приватовцы” на равных с остальными трейдерами ищут горючее для своей сети АЗС (которая, несмотря ни на что, остается самой большой в стране – около 900 АЗС). Станции ANP/”Авиас” пустуют из-за заброшенного вида, старого формата станций, пустых магазинов и рыночных цен на горючее, поэтому ситуация здесь будет ухудшаться и дальше.

Новичок рейтинга импортеров – Континенталь Трейд занял свое место благодаря стабильным поставкам и ценам, которые часто удивляют даже опытных конкурентов. Чтобы остаться в топе, локтями придется работать еще больше: на юге, где преимущественно работает Континенталь, ожидается значительное усиление конкуренции.

На девятой строчке расположилась еще одна “звезда” – Avantage 7. Этот бизнес вырос на торговле сжиженным газом, на котором стоит и сегодня, ведь на LPG приходится 60% реализации этой сети. Не меньшую известность Avantage получил благодаря другому лидерству – в отраслевом антирейтинге налогоплательщиков. Этот печальный результат в компании объясняют социальной ориентацией бизнеса, которая предполагает минимальные цены на топливо. Параллельно это минимизирует и вытекающую из “налоговой” отчетности сети. Тем не менее бизнес активно развивается, ежегодно инвестируя миллионы долларов. Наверное, деньги берут в тумбочке.

Запрыгнуть в последний вагон рейтинга импортеров полтавской Надежде тоже помогли объемы сжиженного газа. Это один из крупнейших поставщиков LPG всех времен, который, правда, и многое потерял из-за рекордного сокращения потребления этого топлива в 2022-2023 гг.

На фоне падения целых отраслей рынок нефтепродуктов остается достаточно ликвидным. Этому способствует переход огромных объемов как импорта, так и экспорта разнообразной продукции на автомобильные перевозки, что стимулирует продажи.

В то же время, конкуренция во всех звеньях рынка – как в опте, так и в рознице – крайне напряженная и в большинстве своем несправедливая. Свободный доступ и отсутствие каких-либо обязательств приводят к демпингу со стороны несистемных игроков и в результате к отсутствию доходности и увеличению рисков в условиях войны.

Традиционным элементом конкурентной борьбы является уклонение от уплаты налогов, что сказывается на доходах государственного бюджета как единственного источника финансирования Сил обороны. Эта ситуация нуждается в усилении контроля со стороны налоговой службы и общества. (Сергей Куюн, директор ОАО “Консалтинговая группа А-95”; Иван Марченков, аналитик, “Консалтинговая группа А-95”; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий