Украинский биометан имеет хорошие шансы стать важной частью экспорта на европейский рынок, уверяют украинские эксперты биогазовой отрасли. Процесс экспорта биометана был законодательно неурегулирован. И потенциальные экспортеры были не заинтересованы производить биометан, потому что не могли на нем зарабатывать. Но необходимый закон в прошлом месяце был принят Верховной Радой.

Что происходит сейчас в области производства биометана, и какие новации вносит законопроект 9456 – разбиралась Kosatka.Media.

Почему нет экспорта биометана из Украины

До сих пор не был урегулирован вопрос таможенного оформления биометана. Поскольку экспорт природного газа на время войны запрещен, возник конфликт – как продавать биометан так, чтобы при этом не продавать природный газ, ведь фактически оба газа находятся в единой газотранспортной системе.

В Верховной Раде Украины был разработан законопроект о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно таможенного оформления биометана №9456 от 03.07.2023. И хотя работали над ним долго, 20 марта этого года он был принят во втором чтении и в целом.

Законодатели разрешили проблему следующим образом. Чтобы продать биометан на экспорт, он должен пройти сертификацию постоянства. Для этого законом предусмотрены два документа.

Первый – именно производство биометана должно иметь сертификат постоянства по одной из добровольных схем сертификации, утвержденных Европейской комиссией. В общем, таких схем 15, самая известная и распространенная – ISCC, International Sustainability and Carbon Certification.

Второй необходимый для экспорта документ – каждая партия биометана должна иметь доказательство постоянства, Proof of Sustainability (PoS).

“На основе сертификата постоянства и доказательства постоянства иностранцы идентифицируют, что это именно постоянный биометан и готовы его покупать. И так же таможня потребует эти документы вместе с таможенной декларацией”, – уточнил Гелетуха.

Реестр биометана – будет ли и когда

Кроме того, в Украине готовят реестр биометана. Но пока над ним работают – ситуация усложнилась. Потому что в ноябре 2023 г. вступила в действие европейская директива RED III о возобновляемых источниках энергии, по которой создается Единая база данных Европейского Союза для биотоплива (Union Database for Biofuels space (UDB)), где будут фиксироваться все биотопливо, жидкие и газообразные. Страна, уже имеющая реестр биометана, должна соединить его с реестром UDB.

“Если Украина создаст реестр биометана через месяц, но не присоединит его к UDB, то мы не сможем экспортировать, потому что в директиве прямо сказано, что экспорт возможен только если реестр связан с UDB. Процесс присоединения достаточно неопределенный, эксперты оценивают, что он может длиться до двух лет”, – объяснил Гелетуха.

В принятом законопроекте 9456 закреплено, что Госэнергоэффективность должна работать созданием Украинского реестра биометана и его соединением с UDB. До этого момента работает таможенное оформление через сертификат постоянства и доказательство постоянства.

После того, как будет запущен украинский Реестр и он будет соединен с UDB, таможенное оформление будет осуществляться на основе гарантии происхождения. Это фактически выписка из реестра биометана.

“Сертификат постоянства и доказательство постоянства в любом случае нам нужны, потому что без этого не купит европейский покупатель. Нашу гарантию происхождения они даже не просят, зато она нравится нашей таможне, Минфину, они под нее привязали таможенную формулу. Выходит, что для таможенного оформления нам нужна гарантия происхождения, но для реальной продажи европейскому покупателю потребуется сертификат постоянства”, – объяснил Гелетуха.

Сейчас Европейская система допускает работу только по сертификату постоянства и доказательству постоянства. Но есть прогнозы, что впоследствии они потребуют два документа – и сертификат постоянства, и гарантии происхождения.

“Поэтому вообще правильно, что мы создаем реестр. Но теперь над ним можно работать не спеша, чтобы он был сразу соединен с UDB”, – считает эксперт.

Как решили проблему небалансов

Еще один спорный вопрос, который был в законопроекте до первого чтения – как регулировать небалансы. Например, производитель биометана задекларировал, что подаст в ГТС 100 единиц биометана. Но из-за какого-либо сбоя смог выработать лишь 90. И 10 единиц, которых не будет хватать, фактически это небаланс, Оператор ГТС вынужден будет взять из общего хранилища, где есть природный газ, который законом запрещено экспортировать.

Чтобы этого избежать – законопроектом предусмотрена достаточно неприятная для производителей биометана норма, согласно которой таможенное оформление биометана может осуществляться исключительно относительно объемов, экспортируемых не ранее следующего газового месяца после месяца их закачки в газовые хранилища Украины.

Никто не додумался, как сделать по-другому. Теперь производитель должен целый месяц скачивать свой биометан в подземное хранилище, и только на следующий месяц, когда он точно знает свой объем, может экспортировать уже без небалансов. Это немного откладывает процесс. Но по предложению нашей ассоциации эта норма будет действовать только до того момента, пока запрещен экспорт природного газа”, – отметил Гелетуха.

Но даже закачка биометана в ПХГ с последующей продажей его на экспорт через месяц пока не началась. Хотя закон вступил в силу – нужно еще изменить подзаконные акты.

Когда начнется экспорт биометана

Чтобы реально запустить процесс экспорта, нужно в течение трех месяцев внести изменения в нормативные документы Кабмина. В частности:

– в приказ Министерства финансов Украины от 30.05.2012 №629 “О таможенных формальностях на трубопроводном транспорте и линиях электропередачи”.

– в приказ Министерства финансов Украины от 20.04.2015 №448 “Об утверждении Перечня товаров, таможенное оформление которых осуществляется Энергетической таможней Государственной таможенной службы Украины”.

По словам руководителя UABIO, в Министерстве финансов были готовы внести изменения даже быстрее.

“Минфин на такой позиции стоял, чтобы” без этого закона мы этого не можем сделать. Как только закон будет – мы в течение месяца внесем эти изменения, и тогда экспортируйте”. Теперь нас беспокоит, чтобы действительно в течение месяца Минфин внес эти изменения”, – подчеркнул Гелетуха.

Кроме того, считают в Биоэнергетической ассоциации, нужно четко определить на уровне правительства, какое министерство и должностное лицо отвечают в Украине за развитие производства биометана. Установите им персональные KPI по этим вопросам. Также нужно разработать и утвердить дорожную карту и стратегию развития отрасли. Но, по крайней мере, эти шаги, если и не будут выполнены оперативно, процесс экспорта не затормозят.

И остается еще один вопрос – придут ли инвестиции?

Готовы ли инвесторы инвестировать в биометановые заводы

По мнению главы UABIO, инвестиции в новое производство украинского биометана будут. Ведь на самом деле они не прекращались даже во время войны, несмотря на запрет экспорта и неопределенного таможенного оформления.

“У нас три завода уже построены и готовы подавать биометан, и еще два – строительства завершаются. Представьте, какие это риски. И они все равно это сделали. И когда решится проблема запрета на экспорт – половина рисков снимется. Процесс точно пойдет быстрее. А если еще и война завершится, хотя бы ее горячая фаза – я вообще ожидаю бума строительства биометановых заводов”, – отметил Гелетуха.

Он заверил, что развитие биометановой отрасли выгодно всем. В частности, аграрии получат новую отрасль, в которую смогут инвестировать и получать прибыль. Особенно это актуально сейчас, в условиях падения рентабельности на их традиционную деятельность из-за усложнения логистики из-за войны и блокирования государственных границ, в частности, с Польшей.

Если вы поинтересуетесь – что же делают новые биометановые заводы, ответ – ничего. Они не работают. Потому что продавать биометан в Украине можно по цене природного газа. А это значит – работать в убыток.

В Европе же цена на биометан не только формируется иначе и поэтому выше, она еще и будет расти с введением Директивы о возобновляемых источниках энергии II (REDII).

Как экспортеры биометана могут зарабатывать в Европе

Сейчас цена на биометан в Европе является рыночной, объяснил эксперт UABIO Евгений Олейник.

Она состоит из двух частей – цена как энергоресурса (топлива) плюс цена за восстанавливаемую составляющую. Максимальная цена биометана определяется как сумма рыночной цены на природный газ и премию, которую готов заплатить покупатель за “зеленый” метан. И эта премия может быть в разы больше цены природного газа.

В ближайшие годы ожидается наибольший рост цен на биометан из сельскохозяйственного навоза и обработанных отходов – они будут вдвойне считаться в системе квот на парниковые газы.

Преимущества Украины как биометанового производителя в том, что она имеет самую большую площадь сельскохозяйственных угодий в Европе. И может предложить самое дешевое сырье для производства биометана и развитую систему газовых сетей (ГТС и ГРС) и таким образом реально конкурировать с любыми странами на рынке биометана, отмечают эксперты. Структура сельскохозяйственных предприятий благоприятна для производства биометана, поскольку многие из них крупные или средние предприятия.

ЕС ввел амбициозные планы по производству биометана (REPowerEU): 35 млрд. куб. м ежегодно до 2030 г. И Украина может потенциально обеспечить до 20% этой потребности.

И зарабатывать на биометане могли бы не только новые биогазовые заводы, но и уже работающие в Украине. А их не так уж и мало.

Биометан в Украине: 56 заводов

Сейчас в Украине 27 активных когенерационных установок на биогазе из агропромышленного комплекса общей мощностью 96,212 МВт и 29 рабочих КГУ на биогазе из полигонов и свалок твердых бытовых отходов, их мощность 28,927 МВт.

Эти установки используют биометан для генерации электроэнергии и потребностей предприятий. Максимум – выдают излишки биометана в распределительные сети, не зарабатывая на этом.

Также в Украине есть пять крупных биометановых проектов (три построены, два достраиваются), которые используют биогаз для производства электроэнергии, в том числе продавая ее в сеть по “зеленому” тарифу и для производства тепла. Эти проекты мощностью от 8,4 до 15,6 МВт каждый готовы производить биометан на экспорт.

В целом UABIO оценивает потенциал производства биогаза/биометана в Украине на уровне 21,8 млрд. куб. м в год. Для этого требуется около 40 млрд. евро инвестиций.

Поэтому пока это только прогноз. И в целом мы отстаем от Европы, где биометановое производство развивается более бурно.

Биометан в Европе: плюс 250 заводов в год

По последним данным, по состоянию на 2022 г. в странах ЕС работали 19 491 биогазовая и 1 323 биометановых установки. Там уже произошел переход от базисно-ориентировочной к маневровой электрогенерации и производству биометана.

Совокупное производство биогаза и биометана в Европе составляло 223 TВт-ч энергии (или 21 млрд. куб м) и составило 6% уровня потребления природного газа в ЕС в 2022 г.

Германия – лидер среди стран Европы по уровню производства биогаза и биометана.

Высокие показатели прироста производства биометана в 2022 году также показали:

Франция: + 2,634 ГВт-час

Италия: +2,125 ГВт-час

Дания: + 819 ГВт-год

Великобритания: +713 ГВт-час.

И количество биометановых заводов в Европе неуклонно растет из года в год. В 2022 году по сравнению с 2021 годом их стало на 254 больше.

Потенциал производства биогаза и биометана в Европе на 2030 и 2050 годы, согласно подсчетам различных исследований, составляет от 35 до 45 млрд. куб. м (375 – 479 ТВт-ч) в 2030 г. от 95 до 165 млрд. куб. – год) в 2050 г.

Именно поэтому украинские специалисты по биометану настаивают, что было бы очень выгодно для потенциальных производителей запрыгнуть в этот поезд как можно быстрее, чтобы не упустить перспективы и возможности, и вместо того, чтобы просить деньги у Европы – заработать их. (Янина Ткачук, Kosatka.media)

Добавить комментарий