Фрахт для экспорта угля из западных и южных морских портов России резко подорожал на фоне нового требования к судам об обязательном согласовании захода в гавань с ФСБ.
По данным агентства Argus, в июне-июле ставки выросли в среднем на 20% – это максимум с начала года. Так, стоимость перевозки угля из черноморского порта Тамань в турецкий Искендерун увеличилась на 25%, до $15 за тонну. Доставка в тот же город из балтийского терминала Усть-Луга теперь обходится в $22 за тонну. Рост составил 26%. Еще больше придется заплатить за фрахт в Индию: $40 за тонну из Усть-Луги и $32 за тонну – из Тамани (+25% и +10% соответственно). Выросли ставки и на дальневосточном направлении: из порта Восточный в Китай – на 31% ($10,5/т), в Южную Корею – на 21% ($8,5/т).
В агентстве прогнозируют, что такие высокие тарифы сохранятся как минимум до конца августа.
Давление на рынок оказали новые российские правила безопасности. С 21 июля по указу президента Владимира Путина все суда, прибывающие из-за границы, должны получать разрешения ФСБ и начальников портов, что усложняет логистику, увеличивает административную нагрузку на фрахтователей и судовладельцев, а также снижает доступность судов, отмечают в Argus. В этих условиях российские угольные компании переключаются на короткие и рентабельные маршруты – в частности, в Турцию. С января по июнь поставки туда из Мурманска и Усть-Луги выросли на 4% год к году и составили 8,4 миллионов тонн, следует из данных Kpler. (Ukrrudprom.ua)