Белорусские нефтеперерабатывающие заводы работают на половину мощности и почти полностью заполнили свои склады. Об этом сообщает “Еврорадио”.
Загрузка на предприятиях минимальная, сообщает источник Народного антикризисного управления в белорусской нефтепереработке (НАУ). “Нафтан” потребляет 11 тысяч тонн нефти в сутки, а Мозырский НПЗ – 14 тысяч тонн. Для Мозыря это около 45% обычной загрузки.
“Нафтан” поставляет все на внутренний рынок. Только нефтяной кокс в Китай, но прибыли там нет, чтобы сплавить. Получение кокса происходит из мазута, это избавляет от скопления мазута и остановки компании. Мазут раньше шел на экспорт, теперь его некуда снабжать, в России своего хватает”, – рассказывают в НАУ.
По информации управления, сотрудникам урезали материальные выплаты по коллективному договору, и нет никаких тринадцатых зарплат и квартальных премий. Людей на места уволенных переводят из нерентабельных и простаивающих цехов.
Мозырьский НПЗ также работает на внутреннем рынке. “Бензин 92-й через российский порт проталкивают на экспорт, но это мизер. Товарные резервуары заполнены – льют все прямо в цистерны на колесах”, – продолжает источник НАУ.
Из-за полных складов Мозырский НПЗ вынужден устраивать ремонты, добавляет информатор Еврорадио на предприятии.
“Сбыта нет. За 45% загрузки мы (Мозырьский НПЗ – ред.) под открытым небом греем. Состав на 97% заполнен. Так что ремонт официально. Чтобы обеспечить внутренний рынок, хватит 15% от загрузки, даже в посевную, говорит собеседник. – Раньше 33% нашего производства работало в Украине, еще около 35% – на Европу. Остальные – как придется. Работа ориентирована на извлечение валюты для страны. Сейчас это не работает. Непонятно, что завтра будет.
При этом работникам Мозырьского НПЗ выплачивают стопроцентную премию. Ожидается, что будет и квартальная премия в начале мая, хоть и с опозданием.
“Раньше “Нафтан” и Мозырьский НПЗ тянули промышленность в плюс и приносили валюту в страну. Теперь приходится тратиться на содержание предприятий. Решить проблему можно только с помощью экспорта, поскольку внутренний рынок очень ограничен”, – говорит обозреватель нефтегазовой отрасли Татьяна Маненок.
Государству особенно нечем помочь “Нафтану” и Мозырскому НПЗ. Остается, несмотря на избыток топлива, регулярно повышать цену для населения на две копейки вместо одной.
“Подорожание аргументировалось тем, что цена в долларах не повышается. Сейчас это будет сложнее из-за расчетов за нефть в российских рублях. У заводов растут издержки. Эта проблема в определенной степени будет ложиться на потребителя”, – продолжает Татьяна Маненок.
Как долго при таких условиях удастся поддерживать заводы, неизвестно.
“Конечно, белорусские власти рассчитывали, что война в Украине закончится в скором времени, откроется снова украинский рынок – и заводы смогут работать. Теперь сложно прогнозировать будущее белорусской нефтепереработки из-за нехватки реальных экспортных рынков”, – делает вывод Маненок.
С началом войны в Украине нефтеперерабатывающие заводы Беларуси частично остановили производство , объяснив это якобы капитальным ремонтом производственных объектов. Также они приостановили действие коллективного договора, предусматривающего отмену всех премий и дополнительных выплат.
Отметим, что до начала войны, которую начала РФ против Украины, основным потребителем белорусской нефтепереработки была Украина.
По данным Консалтинговой группы “А-95”, в 2021 г. на Беларусь пришлось почти 2,88 млн. т, или 36% всего украинского рынка дизельного горючего. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)