Основополагающим фактором, сформировавшим энергетическую политику Республики Армения, являются уроки жесточайшего энергетического кризиса 90-х годов. Ни по своей тяжести и масштабам, ни по радикальности предпринятых мер по преодолению кризиса мы не видим аналогов в истории постсоветских республик.
Чтобы эффективно оптимизировать сайт, надо быть специалистом SEO. Если у вас нет элементарных навыков в этом, лучше не браться за оптимизацию самому, можно только навредить. Только профессиональный оптимизатор веб сайта может помочь вам.
Эти уроки помогли сформировать 4 базовых принципа энергетической политики Армении, которые зафиксированы во всех официальных документах республики.
1. Диверсификация первичных энергоносителей, путей их доставки и структуры генерирующих мощностей.
2. Эволюционное развитие атомной энергетики.
3. Использование местных возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности.
4. Активная региональная интеграция.
Сегодня энергетический сектор Армении – это динамично развивающийся сектор экономики. За последние годы была проведена масштабная модернизация высоковольтного хозяйства республики, проведен апгрейд ГЭС Воротанского каскада, пущен новый, 5-й блок Разданской ТЭС (450 МВт) и газотурбинный блок Ереванской ТЭЦ (250 МВт), строится новая, 3-я по счету высоковольтная линия с Ираном класса 400 кВ, строится Мегринская ГЭС мощностью 150 МВт, внедрена система СКАДА, бурно развивается малая гидроэнергетика. Однако за истекшие 20 лет вследствие ряда объективных и субъективных причин не все базовые принципы энергетической политики были реализованы в Армении с одинаковой глубиной и темпом.
Доктрина Евразийской энергетической политики справедливо предполагает, что энергетическая инфраструктура может и должна стать основой Евразийского союза, его главным региональным интегратором, которая, сохранив здоровую рыночную конкуренцию, обеспечит странам – участницам процесса равные возможности по использованию энерго-транспортной инфраструктуры. Причем отмечается, что крайне важно не ограничиться исключительным объединением стран, уже обладающих развитой инфраструктурой, а вовлечь в объединение те страны, которые сегодня эту инфраструктуру создают. Это положение доктрины сформулировано в виде компоненты “инфраструктурное партнерство” евразийской энергетической политики.
Следующее положение доктрины сформулировано так: технологическая глобализация и ресурсная регионализация. Имеется в виду, что энергетические технологии сами по себе имеют сильную тенденцию к глобализации. С другой стороны, отдельные регионы Евразийского союза как в своих нынешних границах, так и в будущих обладают своей ресурсной спецификой, уникальным для регионов энергобалансом и режимом покрытия нагрузки. И разумная евразийская энергетическая политика, безусловно, должна сочетать в себе эти реалии.
Помимо этого, отдельные регионы евразийского пространства в силу ряда причин находятся на разных этапах развития и реформирования своих энергетических комплексов. Этот очевидный факт, разумеется, должен быть положен в основу любой разумной евразийской энергетической политики. И это сделано в рассматриваемой доктрине положением о многоукладности интегрируемого энергетического пространства. При таком подходе можно будет избежать ошибок ускоренной и унифицированной интеграции, которые поставили на грань экономического и политического кризиса страны еврозоны. И, напротив, подобный подход позволит реализовать наиболее эффективный принцип партнерства, основанный на многообразии форм, форматов и механизмов интеграции.
Наконец, последним принципом доктрины является ее полицентричность. Учитывая масштабы евразийского пространства, его географическое и экономическое многообразие, энергетический интеграционный проект может быть осуществлен только при наличии нескольких региональных центров, функцией которых будет не столько соперничество друг с другом за зоны влияния, сколько разумная политика по “сшиванию”, а следовательно, объединению энергетического и даже экономического пространства Евразии.
Несложно заметить, что основные положения Евразийской энергетической доктрины идеально вписываются в логику основных положений энергетической стратегии Армении. Действительно, наше положение о диверсификации первичных энергоносителей и путей их доставки есть не что иное, как положение об инфраструктурном партнерстве Евразийской энергетической доктрины, особенно если учесть важное дополнение о вовлечении тех стран, которые сегодня эту инфраструктуру создают.
Энергетическую глобализацию можно наблюдать в Армении самым непосредственным образом. Так, с помощью наших российских партнеров был запущен 5-й блок Разданской ТЭС, с помощью наших японских коллег – современная газотурбинная станция на Ереванской ТЭЦ, а с помощью европейских коллег модернизированы гидростанции Воротанского каскада, несколько десятков высоковольтных подстанций и многое другое. Наконец, энергетическая доктрина Армении прямо указывает, что региональная интеграция является одним из 4 столпов ее энергетической политики. И это не просто слова, а газопроводы из России и Ирана, активный региональный обмен потоками электроэнергии с Грузией и НКР, три межсистемные высоковольтные линии с Ираном, лучшая (не побоюсь этого слова) на Южном Кавказе система СКАДА и многое другое.
В многочисленных сопутствующих документах и рассуждениях о Евразийской энергетической доктрине мы встречаем – и совершенно обоснованно – перечень кандидатов на роль различных региональных энергетических центров. Это Каспийский бассейн, плато Устьюрт в пограничной зоне между Туркменистаном и Узбекистаном, граница РФ с Китаем и др. Но чего вы тут не увидите, так это Армению.
Между тем в полном согласии с принципом полицентричности Евразийской энергетической доктрины Армения может и должна стать одним из таких интегрирующих региональных центров, в первую очередь в электроэнергетической сфере. Для этого имеются веские геополитические, экономические, энергетические, инфраструктурные и даже просто географические основания. Ведь Армения – единственная республика Южного Кавказа, чьи долгосрочные геополитические интересы направлены на сохранение региональной стабильности, которая совмещает стратегическое сотрудничество с Россией с эффективными взаимоотношениями на самом высоком уровне с Ираном, арабским миром, ЕС и США. Кроме того, Армения десятилетиями была и остается региональным экспортером электроэнергии, чьи генерирующие мощности имеют гармоничную трехкомпонентную структуру (гидроэнергия, атомная энергия, тепловые электростанции); страна способна на незамедлительный экспорт 1,5-2,0 млрд кВт/ч электроэнергии в год по весьма конкурентоспособной цене. И наконец, Армения может совместить свою высоковольтную электросеть одновременно с Ираном и Турцией, с Грузией и Азербайджаном, с Нахиджеваном и НКР. Это уникальная возможность для балансирования и успешной диспетчеризации региональных потоков электроэнергии.
Игнорирование Армении как естественного электроэнергетического центра региона с чисто инженерной точки зрения – непрофессионально, с экономической точки зрения – необоснованно, а с геополитической точки зрения – просто недальновидно. Почти полвека энергосистема Армении развивалась как системообразующий фактор всей электроэнергетики Кавказа с мощной генерирующей базой, развитой инфраструктурой, с одной из лучших энергетических школ подготовки кадров. Потенциал этот в наличии и продолжает наращиваться. С другой стороны, насильственная изоляция Армении в регионе в рамках пресловутой “доктрины Алиева” продолжается уже десятилетия. Она доказала свою полную несостоятельность еще до августа 2008 г. Ну а после этого продолжать логику блокады Армении, особенно теперь, после подписания дорожной карты по интеграции Армении в Таможенный союз, просто абсурдно.
Региональное сотрудничество в области электроэнергетики явилось бы самым эффективным решением проблемы дефицита генерирующих мощностей в северо-восточных областях Турции и Северного Ирана, Южного Кавказа, Краснодарского края и ряда южных областей России. Это могло бы стать и наиболее продуктивным решением тяжелых проблем нашего региона с чисто политической точки зрения, механизмом установления добрососедских отношений и сглаживания существующих противоречий путем создания взаимовыгодного сотрудничества и взаимозависимых экономических связей в нашем регионе. Ведь электроэнергетические системы, в отличие от нефти и газа, являются наименее политизированным сегментом современной энерготранспортной инфраструктуры.
Энергетический сектор Армении довольно тесно связан с аналогичным сектором РФ. Наши российские партнеры уже контролируют Севано-Разданский гидроэнергетический каскад, Разданскую ТЭС, финансовые потоки Армянской АЭС, армянские распределительные сети, поставки газа. Однако более эффективному энергетическому сотрудничеству, подлинной энергетической интеграции с РФ и странами Евразийского союза мешает отсутствие согласованной, единой энергетической и тарифной политики, проводимой различными участниками процесса: “АтомСтройЭкспорт”, “Силовые машины”, “Газпром”, ИНТЕР РАО ЕЭС, бизнес-структуры, банки, министерства т.д. Но эти генерирующие мощности, инфраструктурные и иные возможности во многом используются изолированно, несогласованно, а иногда и вступая в прямое корпоративное противоречие между собой. Между тем выработка подлинно региональных основ энерготранспортного регионального сотрудничества позволит резко увеличить эффективность работы и принципиально повысить конкурентоспособность энергетики как Армении, так и стран Таможенного союза – и не только в регионе Южного Кавказа, но и за его пределами.
Вопросы эти назрели, а политическая ситуация на Южном Кавказе, в первую очередь в Грузии и Армении, благоприятствует тому, как никогда, за истекшие два десятилетия. (panorama.am/Энергетика Украины, СНГ, мира)