На днях “Газпром” начал официально затягивать разрешение финансового спора с НАК “Нафтогаз Украины”. Такую же технологию российская компания вскоре начнет применять в стратегически важном споре о цене на газ для Украины. Если официальный Киев подойдет к этой изнурительной процедуре неподготовленным, то у него не будет шансов спрыгнуть с российской газовой иглы.

О готовности Украины предъявить финансовые претензии стало известно в первых числах мая от премьер-министра Арсения Яценюка. “Нафтогаз” подал в Стокгольмский арбитраж исковые требования о возмещении убытков. Общая сумма исков к “Газпрому” уже превышает $16 млрд.”, – сказал глава правительства. По его словам, львиная часть этой суммы – $10 млрд. – должны быть выплачены украинской компании в качестве компенсации убытков, сформированных по причине заниженных ставок на транзит российского газа через Украину в Европу.

Эта подробность внесла определенную сумятицу: одни участники рынка стали тут же говорить о бесперспективности иска НАКа, объясняя свой скепсис тем, что ставка на транзит, которую сейчас Киев называет заниженной, была предусмотрена в договоре, который подписали и украинская, и российская стороны. Оптимисты, наоборот, стали утверждать, что за последние месяцы “Газпром” создал достаточно причин для инициирования денонсации “транзитного соглашения”, а вместе с ним – и отмены спорной ставки.

Пока что сложно сказать, какая из озвученных позиций ближе к истине, но однозначно можно говорить о том, что окончательное решение по этому спору будет очень не скоро. Основание для такого прогноза появились на днях, когда о встречных претензиях к компании Андрея Коболева заявили подчиненные Алексея Миллера. С их слов, речь идет об истребовании $24 млрд.

Из официальных источников известно, что эта сумма распределена между тремя разнородными исками “Газпрома”. При этом поданы они в тот же Стокгольмский Арбитражный трибунал. Это “совпадение” практически безошибочно позволяет предположить, что встречные претензии газовых компаний будут объединены в одно производство. Именно этого, судя по всему, и добиваются в Москве, ведь при таком развитии событий подопечные Владимира Путина получают возможность забрасывать суд дополнительными ходатайствами, и тем самым затягивать рассмотрение по сути упомянутого иска “Нафтогаза”.

Получив над этим процессом оперативный контроль, Москва сделает все для его сохранения. Но если в этом случае НАК грозит “неполучение” заявленных $16 млрд., то в других темах цена вопроса несравнимо больше. Для того чтобы с этим согласиться, достаточно привести один пример: помимо финансовых споров между “Газпромом” и “Нафтогазом” остается конфликтной тема цены на российский газ для Украины, которая также должна быть рассмотрена Стокгольмским арбитражом.

Если в этом процессе юристы Миллера также применят тактику затягивания спора, то это автоматически будет означать неопределенность с обеспечением газа отечественных потребителей. Как показал опыт прошлого года, особенно остро этот вопрос становится в ходе отопительного сезона, когда спрос на голубое топливо резко возрастает.

Аналогичная тенденция в этот период наблюдается и в Еврозоюзе, поэтому поставщики из этого региона крайне неохотно соглашаются на удовлетворение ситуативных заявок. Это обозначает, что сейчас Украине нужно концентрироваться не столько на укреплении своих позиций в споре о цене на газ в Стокгольмском суде, сколько на расширении списка гарантированных поставщиков этого энергоресурса.

Если диверсификационная задача не будет выполнена, мы вновь будем вынуждены принять условия монополизма “Газпрома” на своем рынке. А кроме морального дискомфорта, это несет реальные финансовые потери, ведь уже официально доказанным является тот факт, что “Газпром” устанавливает наибольшие цены в самых зависимых от российского газа странах. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий