Энергетики предлагают изменить два профильных закона. Об этом сообщил председатель Ассоциации предпринимателей энергокомплекса Сабырбек Султанбеков.
По его словам, пока не строятся новые ГЭС, Кыргызстан будет испытывать дефицит электроэнергии. И, по прогнозам, уже в 2017 г. показатель может достичь трех млрд. киловатт-часов. Ситуация с нестабильным обеспечением электроэнергией требует срочного решения проблемы и продвижения политики энергосбережения и энергоэффективности во всех отраслях экономики. И здесь возникают казусы с законами. При реализации регулятивной реформы выяснилось, что два принятых закона имеют серьезные пробелы. Законы об энергосбережении и энергоэффективности зданий трактуются как обязательные для исполнения одновременно, хотя их субъектами выступают разные целевые группы.
“Закон об энергоэффективности зданий не работает. К нему попросту нет подзаконного акта, определяющего подготовку специалистов в данной области. И вся сфера стоит: субъекты закона просто не могут пройти сертификацию и контроль отопления. Если бы был разработан соответствующий документ, то каждый собственник имел бы сертификат и маркировку, мог бы подсчитать издержки и мониторить процесс, а это непосредственный стимул для энергосбережения. Еще одна проблема закона – размытое определение его субъектов. А это коррупционные риски, всплывающие на этапе проектирования и строительства здания. Мы предлагаем ограничить круг субъектов, подпадающих под действие закона. Надо оставить жилые (свыше 150 кв. м), общественные и коммерческие здания. Все остальные должны проходить энергосертификацию на добровольных началах”, – отмечает Сабырбек Султанбеков.
Что касается закона об энергосбережении, то энергетики уверены, что он должен регулировать отношения, связанные с промышленностью и производством. Он также не работает из-за того, что содержит две сложные административные процедуры – энергетическое обследование с выдачей энергопаспорта и государственную энергетическую экспертизу. К нему нет подзаконного акта, определяющего порядок и периодичность этих процедур. В результате предприниматель не может адекватно оценить свои желания и возможности относительно имеющихся энергоресурсов. Кроме того, не ясно, кто из госорганов должен проводить экспертизу. По идее, этими функциями должна обладать Госэкотехинспекция, но по факту занимаются территориальные органы.
“В отношении закона есть две рекомендации. Можно его вообще признать утратившим силу, ведь он много лет бездействует. Либо, учитывая важность энергосбережения, дать закону вторую жизнь, снабдив подходящими подзаконными актами и определив периодичность проведения процедур. Предлагается разработать порядок проведения энергетического обследования и энергоэкспертизы, прописать функции Госэкотехинспекции относительно исполнения этих процедур и четко указать, на кого распространяются энергетическое обследование и экспертиза”, – отмечает эксперт. (24kg.org/Энергетика Украины и мира)