Иран после снятия санкций готовится стать крупным экспортером газа. Страна уже завершила строительство трубопровода для поставок сырья в Ирак.

Иран завершил строительство газопровода в Ирак, сообщает иранское информагентство Shana со ссылкой на директора по планированию Iranian Gas Engineering and Development Company (занимается строительством и обслуживанием газотранспортной инфраструктуры) Хасана Монтазера Торбати. Компания передала трубопровод оператору, страна готова к экспорту. Сообщалось, что поставки иранского газа в Ирак могут составить сначала 1,4 млрд. куб. м в год, затем вырастут до 9 млрд. куб. м газа. Мощность трубопровода – 13 млрд. куб. м.

В прошлом году производство газа в Иране превысило 178 млрд. куб. м. Добыча на крупнейшем нефтегазовом месторождении Южный Парс выросла до 132 млрд. куб. м, в 2016 г. ее планируется увеличить еще на 55 млрд. куб. м за счет ввода пяти новых очередей, сообщает Shana. К 2019 г. мощности для добычи на Южном Парсе вырастут с нынешних 260 млрд. куб. м в год примерно до 390 млрд. куб. м, пишет агентство.

В планах Ирана на ближайшие 10 лет проекты для транзита газа общей стоимостью $55,8 млрд., включая несколько газопроводов, позволяющих экспортировать топливо в разных направлениях, подсчитал эксперт Natural Gas Europe по иранскому энергетическому сектору Далга Хатиноглу. Сейчас Иран экспортирует около 9,7 млрд. куб. м в Турцию, кроме того, есть контракты на поставки в Ирак, Пакистан и Оман примерно на 100 млн. куб. м газа в день. Огромные природные ресурсы (на Иран приходится 18% мировых запасов газа, 34 трлн. куб. м) и большие мощности для импорта, экспорта, своповых поставок и транзита могут стать основой для создания энергетического хаба, считает управляющий директор National Iranian Tanker Company (NITC) Али-Акбар Сафаи.

В 2015 г. Иран и Турция вели переговоры о поставках иранского газа через Турцию в Европу, но Иран не устроила цена и непрямая схема поставок, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. После трех раундов переговоры свернули, добавляет эксперт. Если иранский газ и будет конкурировать с российским, то только в виде СПГ, который рано или поздно придет в Европу, говорит Крутихин.

“Иран уже несколько лет кряду обещает вот-вот начать поставки газа в Ирак. На деле же пока никаких прорывов, даже с таким скромным по размерам проектом”, – говорит заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. В прошлом году Иран сократил поставки в Турцию на 12%, говорит он, и значительно увеличить поставки не просто – мешают политические трения между странами, регулярные споры по цене, вопросы к безопасности поставок, так как газопровод из Ирана идет в Турцию через районы с нестабильной ситуацией. “В этом году никакой позитивной динамики для иранского экспорта в Турцию, даже, несмотря на проблемы в отношениях Анкары и Москвы и явной заинтересованности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана увеличить закупки газа из других источников”, – уверен Гривач. Сейчас крупным поставщиком газа в Турцию является “Газпром”: поставки в 2015 г. в эту страну составили 27 млрд. куб. м газа, говорится в отчете компании по РСБУ.

В ближайшие 2-3 года рост экспорта из Ирана на “Газпроме” не отразится, но это не повод строить новые экспортные газопроводы из России, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. К 2020 г. в Европу придет газ из Азербайджана, с месторождений Средиземного моря, СПГ с новых заводов США и Ирана. По данным Хатиноглу, в Иране к 2019 г. планируется пустить СПГ-завод мощностью 10,5 млн. т в год, который будет поставлять газ на экспорт, включая страны Евросоюза. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий