Американским СПГ-проектам в ближайшие годы сложно соответствовать ценовым условиям на ключевых целевых рынках – в Европе и Азии. К такому выводу пришли аналитики VYGON Consulting в специализированном исследовании.
Спустя год с начала поставок сжиженного природного газа США на мировой рынок компания Cheniere Energy, первая пустившая завод по производству СПГ в Мексиканском заливе, отчиталась о получении первой квартальной чистой прибыли ($110 млн. в 4 квартале 2016 г. по сравнению с убытком в $291 млн. год назад). В новом исследовании VYGON Consulting “Американский СПГ на мировых рынках: успех или фиаско?” эксперты компании подводят промежуточные итоги, а также оценивают экономическую целесообразность экспорта американского газа в среднесрочной перспективе
Авторы исследования отмечают, что сооружение в США заводов по сжижению идет в основном по плану, а низкие цены на углеводороды не спутали карты инициаторам проектов. В конце марта была сдана в эксплуатацию третья технологическая линия завода Sabine Pass. И в целом Америка уверенно движется к тому, чтобы войти в тройку крупнейших производителей СПГ в 2020 г.
В отчете подробно описывается, сколько американского СПГ было отгружено, куда доставлено и по какой цене продано, а также кто из участников цепочки продаж остается в выигрыше даже в условиях нынешних низких цен на газ.
Наибольший объем американского СПГ, отмечают в основных выводах авторы исследования, был законтрактован в 2011-2012 гг. при сложившемся тогда среднем ценовом дифференциале относительно Henry Hub $8/МБТЕ в Европе и $12/МБТЕ в Японии. В конце зимы 2016 г., когда началась его физическая отгрузка, дифференциал между рынками сократился до $2 и $4/МБТЕ соответственно.
Также можно констатировать, что на данный момент американский газ не является для Европы реальной альтернативой трубопроводным поставкам “Газпрома”, которые в прошлом году в этом направлении обновили свой исторический максимум. По итогам 2016 г. в Старый Свет было поставлено всего 10% американского СПГ (0,4 млн. т), и то в основном в страны, не имеющие контрактов с российской компанией.
Несмотря на то что еще до начала экспорта представители администрации США заявляли о готовности “залить” ЕС своим СПГ, на деле поставщики американского газа – это компании, не имеющие “местной прописки”, руководствующиеся не политическими, а коммерческими соображениями и направляющие газ туда, где его можно выгодно продать. Причина низкого интереса к европейскому рынку – его экономическая непривлекательность: средние за 2016 г. убытки при поставке американского СПГ в этот регион составили $0,6/МБТЕ. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)