В 2017 г. на розничном рынке топлива появится новый игрок – сеть под брэндом Glusco. Непривычное слуху имя заменит давно знакомые “Золотой Гепард”, “Формула” и ставший уже совершенно неуместным брэнд ТНК. Носитель нового брэнда – компания “Глуско Украина” – идет не только в розницу, и не только с бензином и ДТ.
Он идет со своим авиакеросином в аэропорты, а также имеет большой ресурс сжиженного газа. Каковы шансы нового игрока пробиться на переполненном конкурентами и маркетинговыми моделями украинском рынке?
В конце 2016 г. Антимонопольный комитет Украины разрешил приобрести бизнес “Роснефти” в Украине швейцарской Glusco Energy S.A., которая входит в орбиту международной трейдинговой компании Proton Energy Group S.A. Почему “Роснефти” нужно было уйти из нашей страны, в целом очевидно.
Ранее эту дорожку проторил “ЛУКойл”, продавший украинские активы в 2015 г. австрийской AMIC Energy. Потребитель был беспощаден, и продажи на российских заправках начали падать с первых месяцев 2014 г., поэтому исход россиян был вопросом времени. Но зачем розничный бизнес Proton Energy, трейдеру с абсолютно иной спецификой работы?
“Сеть реализации и хранения поможет повысить эффективность нашего основного бизнеса – трейдинга”, – говорит Нисан Моисеев, владелец Proton Energy.
Стратегия швейцарского трейдера является частью глобального тренда.
Следует обратить внимание на недавнюю “сделку века” – приобретение крупнейшим мировым нефтетрейдером Vitol крупной турецкой сети АЗС Petrol Ofisi, принадлежащей австрийской OMV. Трейдер выложил за заправки $1,6 млрд., обойдя ближайшего конкурента, азербайджанский Socar, на $100 млн.
Турция, как и Украина, полностью зависит от импорта нефтепродуктов, что позволит Vitol эффективнее размещать физические объемы топлива в зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Очевидно, что украинские активы предоставят Proton Energy, активному игроку в Черноморском и Средиземноморском регионах, те же возможности.
Ниже нуля
Именно так можно охарактеризовать нынешнее положение на рынке теперь уже бывшей сети “Роснефти”. Уже ничего не напоминает о том, что когда-то эта сеть была создана на базе двух мощнейших автозаправочных игроков – “Укртатнафта” и “Золотой Гепард”.
Суммарно за 140 комплексов тогда еще ТНК-ВР заплатила более $0,5 млрд. Тогда это было оправдано с точки зрения рекордных объемов продаж и общего роста рынка, но с тех пор ситуация сильно изменилась.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, с 2013 г. ООО “Восток” (номинальный владелец сети АЗС “Роснефти” в Украине) потеряло 80% объемов продаж физлицам. Среднесуточная прокачка бензина и ДТ на этих станциях в этом году составляет 1260 л, что втрое ниже, чем у лидеров рынка.
Как Glusco-Proton намерена выкарабкиваться из этой ямы? Они планируют, как минимум, избавиться от старых торговых марок, в частности ТНК, а как максимум – провести коренную перестройку станций.
В конце мая 2017 г. компания сообщила, что утвердила инвестиционную программу, предусматривающую ребрэндинг 127 АЗС, что обойдется в $36 млн. Первый объект под брендом Glusco появится на Оболонском проспекте в столице, где работы близятся к завершению.
Первый этап инвестиционной программы охватит Киев и Днепр – наиболее перспективные региональные площадки, где сеть хорошо представлена и по количеству, и по качеству объектов.
Внешним видом швейцарцы обещают не ограничиться. В “Глуско Украина” говорят, что по мере необходимости будут менять топливные резервуары, технологические трубопроводы и топливо-заправочные колонки. Но основные амбиции здесь иного свойства.
Желания и возможности
Дизайн новой сети, рассуждения ее менеджмента и владельца, а также начальные инвестиционные параметры говорят о том, что Glusco видит себя среди премиальных брендов. Заявлено, что перепланировка старых комплексов будет происходить с прицелом на максимальное увеличение торговых площадей, фаст-фудов, причем как в помещениях, так и в open-air.
Это не первый игрок, который видит себя в числе лидеров сегмента, но одного желания и денег в Украине может оказаться недостаточно.
Например, пока неизвестно, чем швейцарцы будут потчевать избалованных украинских автомобилистов. После Pasta Mia и Meiwei на ОККО, фирменной шаурмы на Socar и высокого качества кофе на большинстве станций премиальных сетей Glusco придется сильно постараться, чтобы удивить клиента.
Также пока неизвестно, какую ценовую нишу выберет новый оператор. Здесь всерьез рассматривают швейцарскую модель ценообразования, когда стоимость топлива меняется раз в месяц на основе автоматического расчета по итогам динамики европейских котировок.
“Такая система на уровне госрегулирования работает в Швейцарии, Израиле и других странах Европы и имеет массу преимуществ. Например, позволяет крупным потребителям выстраивать финансовое планирование”, – рассказывает Моисеев.
Как такой подход будет стыковаться с украинской инерционной средой? Захочет ли новый игрок конфликтовать с соседями по рынку, ведь при таком подходе это практически неизбежно?
Что не вызывает вопросов, так это однозначное расширение топливной номенклатуры за счет сжиженного газа. “Роснефть” волевым решением свернула продажи газа по причине постоянных претензий со стороны контролирующих органов, но “Глуско Украина” позволить себе такую роскошь в своей ситуации не может.
Тем более что момент более чем благоприятный. Особенно в столице, где власти провели зачистку доминирующего ранее нелегального сегмента, занимающего 70% рынка. Спрос на газ остался, а количество точек продажи уменьшилось втрое.
Glusco хочет активно поучаствовать в решении проблемы: в компании сообщили, что ожидают согласования властей по 27 комплексам, где в кратчайшие сроки может быть развернута продажа пропан-бутана.
Кадры решают все
Чтобы догнать конкурентов и закрепиться в числе лидеров, Glusco надо работать с утроенной силой. Опыт ведущих украинских сетей показывает исключительность роли менеджмента. Похоже, к швейцарцам понимание этого момента уже пришло.
В 2017 г. в “Глуско Украина” было проведено несколько этапов кадровых ротаций, в результате чего ведущие позиции заняли молодые управленцы из числа выпускников ведущих украинских вузов. По имеющимся данным, в числе “топов” Glusco могут появиться и “звезды” из других сетей.
Новый игрок всегда создает интригу на рынке. В случае с Glusco эта интрига двойная, ведь это новичок не только на рынке Украины, но и в топливном ритейле как таковом.
Здесь можно ожидать чего угодно. Например, растущая сеть внешне неплохих станций UPG удивить не смогла, зато азербайджанский Socar, который до прихода в Украину не имел большого опыта работы в рознице, обозначил недосягаемую для многих планку сервиса.
Засияют на весь рынок четыре ромба с логотипа Glusco или растворятся в рынке – ответ получим уже в ближайшее время.
На земле и в небе
В составе “Глуско Украина” работает ООО “Авиационная топливная заправочная компания” (“АЗТ”) – сертифицированный оператор по заправке воздушных судов в крупнейших аэропортах Украины “Борисполь” и “Киев”.
Поставки авиатоплива обеспечивает Proton Energy Group S.A. через порты Черного моря. В распоряжении “АЗТ” десять единиц авиационных топливозаправщиков, которые до конца сентября 2017 г. планируется брендировать в фирменных цветах Glusco.
В компании ожидают активизации авиационного направления деятельности в связи с наблюдаемым ростом авиаперевозок в Украине. (Владислав Пономаренко, БИЗНЕС, OilNews/Энергетика Украины и мира)