Кто заплатит за несуществующие долги, и как удалось превратить газовую “трубу” в инструмент для генерации долговых обязательств?
“Укртрансгаз” 24 мая сообщил, что задолженность всех участников газового рынка за предоставленные им услуги балансировки газотранспортной системы превысили 25,5 млрд. грн.
Цифра дана по состоянию на 1 мая 2018 года, и скорее всего, в дальнейшем она будет еще увеличена. До сих пор задолженность за услуги балансировки перед “Укртрансгазом” только росла.
На 1 января 2017 года она составляла 7 млрд. грн., а через год, к 1 января 2018 года – уже 20 млрд. грн. Теперь – 25,5 млрд. грн., то есть без малого миллиард долларов США.
Без объявления причин
По данным “Укртрансгаза”, львиная часть этого долга принадлежит “Региональной газовой компании” Дмитрия Фирташа, которая управляет операторами газораспределительных сетей (облгазами) в 16 областях. Долги облгазов РГК достигли 16,5 млрд. грн., что составляет 65% от общей задолженности за балансировку.
В свою очередь в РГК заявили, что услуги балансировки в таком объеме – фейк. В официальном заявлении компания указала, что “Укртрансгаз”, являясь частью группы “Нафтогаз”, “подтасовывает данные, незаконно приписывает газораспределительным компаниям долги теплокоммунэнерго с начисленными на них астрономическими штрафами”.
РГК включило в историю с долгами на 25,5 млрд. грн. третьего фигуранта – предприятия Теплокоммунэнерго (ТКЭ). При этом, только с 24 мая их наличие признали в “Укртрансгазе” – ранее там не упоминали о ТКЭ в связи с долгами по балансировке.
Теперь оказалось, что долги накапливаются “из-за несанкционированного отбора газа предприятиями ТКЭ из газораспределительных систем без заключенных договоров на поставку и подтвержденных номинаций”.
Между тем, именно ТКЭ стали основной причиной небалансов “Кировоградгаза” – единственной газораспределительной компании группы “Нафтогаз”. За неполный год, который “Кировоградгаз” пребывает в составе этой группы, его неоплаченные небалансы увеличились в два раза.
Матчасть
“Укртрансгаз” – оператор газотранспортной системы в составе группы “Нафтогаз”. Одна из основных функций оператора ГТС – балансировка газовой системы, что прописано в Кодексе газотранспортной системы (ГТС).
В главе XII Кодекса ГТС указано, что в случае несанкционированного отбора газа потребителем, весь этот объем вносится в аллокацию на соответствующего оператора газораспределительной системы (облгаз), а для потребителей, получающих газ напрямую от “Нафтогаза” – на оператора ГТС (“Укртрансгаз”).
Аллокация – это фиксация оператором ГТС объема газа в точке входа за конкретным заказчиком услуг транспортировки, что позволяет определить инициатора и объемы небаланса.
Небаланс – это отрицательная разница между объемом газа, который заказчик услуг транспортировки представил на точке входа, и объемом, отобранным из ГТС.
Таинственная балансировка
Все крупнейшие предприятия ТКЭ получают газ напрямую от НАК “Нафтогаз Украины”. Такие поставки являются частью специальных обязательств (PSO -Public Service Obligation), которые на НАК возложены Кабинетом министров.
Механизм и порядок расчетов таких поставок прописан в постановлении правительства №187. Согласно документу, газ поставляется ТКЭ по так называемой социальной цене 5900 грн./тыс. куб. м, с учетом НДС и двухпроцентной надбавки НАК (без учета стоимости услуг по транспортировке и распределению газа).
Традиционно предприятия ТКЭ платят за газ с задержками и не в полном объеме. По словам Александра Фоменко, экс-директора “Киевэнерго”, проблемы с расчетами за газ связаны с тем, что у предприятий недостаточно выручки за проданное тепло – из-за того, что тарифы на тепло для ТКЭ сейчас не покрывают расходы.
Единственная возможность получить от ТКЭ оплату за газ – увеличить для населения тариф на тепло. НАК “Нафтогаз Украины” прекратить поставки газа предприятиям ТКЭ не имеет права. Такие действия противоречат закону “Об обеспечении теплом”. В каждом случае “отключений” прокуратура возбуждает уголовные производства.
Проблема ТКЭ является одной из самых сложных в украинской энергетике – она затрагивает интересы широкого круга лиц. Речь идет о десятках млн. потребителей, местных органах власти, которые являются собственниками коммунального имущества (к которому, как правило, и относятся ТКЭ), центральных органов власти – НКРЭКУ, Минэнергоугля и Кабмина.
В нынешней ситуации, убытки от поставок газа для ТКЭ переносятся с баланса материнской компании НАК “Нафтогаз Украины”, на дочернюю компанию – “Укртрансгаз”.
Для этого в июне 2017 года юристы “дочки” проиграли суд против НАК, что позволило “Укртрансгазу” взять на себя долги ТКЭ на сумму почти в 1 млрд. грн.
Суть схемы в том, чтобы не подтверждать объемы газа, поставленного в адрес ТКЭ. Для этого НАК не подписывает акты приема-передачи газа. Без таких актов, подтверждающих поставку газа, “Укртрансгаз” получает возможность отказаться от аллокации поставки от НАК на ТКЭ – и таким образом в системе возникает “бумажный” небаланс.
“Бумажый” – потому что в ГТС нет документального отражения, кто потребил газ. Хотя фактически предприятия ТКЭ никогда не отказываются и всегда признают, что это они израсходовали газ на производство тепла для населения.
Наличие такого небаланса позволяет “Укртрансгазу” расписывать его на облгазы (операторов ГРС), как виновников якобы несанкционированных поставок газа тепловикам.
Алгоритм балансировки системы
- НАК “Нафтогаз Украины” по контрактам с предприятиями ТКЭ должен поставить им газ по цене 5 930,4/тыс. куб. м. с НДС (с 31.05.2016 – это цена PSO). Факт поставки подтверждает подписанный обеими сторонами акт приема-передачи газа.
Тарифы на тепло рассчитаны НКРЭКУ исходя из того, что цена газа для тепла и горячей воды составляет именно 5 930,4 грн./тыс. куб. м.
- По газотранспортной системе газ поступает на предприятия ТКЭ.
- Предприятия ТКЭ получает газ, подписывают акт его приема-передачи с ценой 5 930,4 грн./тыс. куб. м, и передают документ на подпись в НАК “Нафтогаз Украины”.
- НАК “Нафтогаз Украины” уклоняется от подписи акта. После чего потребленный предприятием ТКЭ газ “зависает” – так как нет документального подтверждения, кто его поставил.
- “Укртрансгаз” (оператор ГТС) спешит задокументировать “зависший” газ как небаланс.
- Для того чтобы закрыть небаланс, оператор газотранспортной системы “Укртрансгаз” приступает к балансировке. Четкий алгоритм балансировки и размер оплаты за него указаны в Кодексах ГТС и ГРС, и выглядит следующим образом:
– “Укртрансгаз” на объем небаланса покупает газ по рыночной цене. Например, в 2016 году “дырку” небаланса по ТКЭ закрыли газом, купленным у НАК “Нафтогаз Украины” по цене 9 557 грн./тыс. куб. м; в апреле 2018 года – 10 614 грн./тыс. куб. м;
– “Укртрансгаз” выставляет счета за оплату балансировки не только с рыночной ценой газа, но и с коэффициентами от 1,2 до 1,5. После чего стоимость газа для ТКЭ вырастает втрое, по сравнению с указанной в контрактах с “Нафтогазом”.
“Укртрансгаз” до последнего скрывает документальные подтверждения возникновения небалансов, с разбивкой по конкретным потребителям, которые якобы перебрали газ.
Во всяком случае, до апреля 2018 года никто из облгазов такие реестры не получил, хотя распределительные компании неоднократно обращались с такой просьбой к оператору ГТС.
Обычный акт о предоставлении услуг балансирования от “Укртрансгаза” крайне лаконичен – оплатите услугу балансировки в “количестве одна (1) штука”.
Не дают расшифровки расчетов и в НАК “Нафтогаз Украины”, которому подчинен “Укртрансгаз”.
Труба как инструмент для генерации долгов
Задействованная схема приводит к тому, что документально цена продажи газа для ТКЭ вырастает в 2,5 раза.
Арифметика такова: газ, который был потреблен ТКЭ, но не был учтен в системе, оператор ГТС закупает у “Нафтогаза”. Но уже не по “социальной цене” 5,9 тыс. грн./тыс. куб. м, а по рыночной. В июне рыночная цена газа, согласно прайсу”Нафтогаза”, составила 10,9 тыс. грн./тыс. куб. м (обе цены включают НДС).
Убытки по закупке газа для балансировки “Укртрансгаз” перекладывает на операторов ГРС (облгазы). Согласно Кодексу ГТС, компания выставляет им счета за газ с учетом базовой цены газа (БЦГ), которая близка к рыночной и с так называемым “коэффициентом компенсации”, который для таких операций составляет 1,2. По логике, “Укртрансгаз” должен возместить свои убытки за хранение газа, помимо его базовой цены.
Таким образом, на операторов ГРС (облгазы) ложится долг за газ, потребленный ТКЭ, с учетом цены в 13 тыс. грн./тыс. куб. м. Это в 2,5 раза больше, чем стоимость газа, заложенная в тариф ТКЭ на поставку тепла – 5,9 тыс. грн./тыс. куб. м.
Очевидно, что ТКЭ эти долги никогда не оплатят.
Чтобы прекратить генерирование долгов, в апреле 2017 года Нацкомиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ) приняла постановление №615, которым внесла изменения в Кодекс ГТС.
Согласно внесенным изменениям, ответственность за небаланс “Укртрансгаз” должен перекладывать на поставщика газа со специальными обязательствами, то есть – на НАК “Нафтогаз Украины”, а не на операторов ГРС (облгазы).
“Нафтогаз” и “Укртрансгаз” обжаловали в суде постановление НКРЭКУ №615. В январе 2018 года Окружной административный суд Киева полностью отказал в удовлетворении административных исков госкомпаний.
В апреле группа “Нафтогаз” проиграла апелляцию в Киевском апелляционном административном суде и решение вступило в законную силу.
Пока “Укртрансгаз”, понимая что не имеет правовых оснований перекладывать долги ТКЭ на облгазы, не спешит обращаться в суд, чтобы взыскать их с операторов ГРС (облгазов).
Дело застряло на публикации пресс-релизов, в которых облгазам приписывают “небалансовые” долги ТКЭ.
В дальнейшем основная интрига – на кого же “навесят” миллиардные долги, которые раздуты в газотранспортной системе Украины. (Андрей Бондаренко, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)