Руководство НАК “Нафтогаз Украины” ведет переговоры о поставках газа из США. Об этом сообщил в интервью “Голосу Америки” глава правления компании Андрей Коболев.
“Мы ведем переговоры по этому поводу”, – сказал он и добавил, что заинтересованность в поставках газа на украинский рынок есть у обеих сторон. При этом Коболев считает, что сегодня стороны намного ближе к подписанию конкретных договоренностей по поставкам.
Поставки американского газа на украинский рынок – это не такая уж и фантастическая вещь, как может казаться. Американский сжиженный природный газ (СПГ) уже доставляется танкерами в Европу, разжижается на терминалах и затем закачивается в газотранспортную систему. По мнению президента Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаила Гончара, газ для Украины из США может быть поставлен на терминал в польском городе Свиноуйсьце, а затем путем использования типичной схемы замещения доставлен в Украину.
Мощность польского терминала в Свиноуйсьце составляет 5 млрд. куб. м газа в год, однако Украина сможет принять американский газ и на любой другой терминал в Европе, поскольку они универсальны для приема газа из разных источников – будь то “Газпром” или газ из США, Катара, Австралии. При этом необязательно закупленный в США газ физически должен быть прокачан на территорию Украины. Михаил Гончар напомнил, что в свое время у “Нафтогаза” был контракт на поставку газа с норвежской компанией Statoil, однако это не означало, что мы получали непосредственного газ, добытый в Северном море, мы получали те же объемы газа по своповой схеме (то есть путем обмена).
По словам Михаила Гончара, с коммерческой точки зрения американский СПГ будет дороже обычного трубопроводного. Однако заключение подобного контракта с американцами даст возможность подстраховаться на случай развязывания Россией очередной “газовой войны” по типу той, с помощью которой в 2009 г. она добилась подписания с правительством Юлии Тимошенко невыгодного газового контракта. То есть когда речь идет о безопасности государства, вопрос цены газа отходит на второй план. “Этот проект нацелен на то, чтобы создать подушку безопасности на случай, если Россия отважится на экстремальный шаг. Речь не идет о значительных объемах, это больше вариант для подстраховки на случай, если зима будет очень холодная, а по реверсу мы не сможем ничего получать из-за дефицита трубопроводного газа в Европе. Тогда нас (и не только нас) выручит сжиженный газ, который придет в достаточном количестве на терминалы-регазификаторы в ЕС”, – сказал он.
По мнению эксперта, Украина может подписать с США рамочное соглашение, которое предусматривает поставки газа в будущем на случай газового кризиса и оформление этих поставок отдельными контрактами, как это было в случае с первыми поставками газа в Украину из Европы по реверсу. Тогда наша страна подписала с немецкой компаний RWE Supply&Trading GmbH рамочное соглашение, которое предусматривало оформление поставок отдельными контрактами. “Нафтогаз”, несмотря на то что является прибыльной компанией, не может позволить себе роскошь подписывать сразу контракты на покупку больших партий газа. Первая поставка американского газа может быть экспериментальной и не будет крупной”, – прогнозирует Михаил Гончар.
Кроме польского Свиноуйсьце, в Европе построено уже более двух дюжин СПГ-терминалов, которые расположены преимущественно на средиземноморском и атлантическом побережьях Италии, Франции и Испании. Даже Германия, которая на сегодня не имеет СПГ-терминалов и считается сторонником продвижения российского “Северного потока-2”, принимает решения, значительно упрощающие их строительство, что будет создавать конкуренцию российскому газу. В конце марта этого года правительство Германии изменило ключевое условие финансирования подобных проектов. В частности, ранее финансирование строительства газопроводов, соединяющих СПГ-терминалы и магистральные газопроводы, возлагалось на компании, строящие терминалы, и это значительно затрудняло реализацию подобных проектов. Однако теперь обязанность подключать СПГ-терминал к газотранспортной системе возлагается на операторов трубопроводов, которые, в свою очередь, могут переложить эти расходы на своих клиентов, что значительно упрощает поиск средств.
На сегодня известно как минимум о двух таких проектах в Германии – терминал в городе Бруснбюттеле мощностью 8 млрд. куб. м газа в год планируется построить к 2022 г. Это детище компании German LNG Terminal – совместного предприятия нидерландской газовой компании Gasunie (которая, кстати, является одним из партнеров “Газпрома” по “Северному потоку-2”), а также немецкой Oiltanking и нидерландской Vopak. Значительная часть мощностей терминала уже забронировала немецкая RWE, которая вела переговоры о закупках сжиженного газа в Катаре.
Второй проект – в городе Вильгельмсхафене в Нижней Саксонии, его в том же в 2022 г. планирует построить немецкая энергетическая компания Uniper, которая также является партнером “Газпрома” по “Северному потоку-2”.
Тем временем американский СПГ потихоньку отвоевывает свое место под европейским солнцем. Михаил Гончар напомнил, что первый танкер с газом из США пришел в Европу 28 апреля 2016 г., в 2017-м поставки американского газа на европейский рынок были эпизодическими, а в 2018-м – уже регулярными. И хотя доля американского сжиженного газа на европейском рынке СПГ невелика – около 12%, ситуация может измениться. Во-первых, США в ближайшие годы реализуют крупные проекты по сжижению газа и строительству экспортных терминалов, что позволит сравнять объемы экспорта СПГ с объемами экспорта Россией газа традиционного трубопроводного. Во-вторых, Австралия за последние три года также реализовала колоссальные проекты по добыче и сжижению газа, и эти работы продолжатся в этом и следующем году. Поэтому фактически через пять лет США, Австралия и Катар будут спорить, кто из них какое место займет в первой тройке экспортеров СПГ. И хотя австралийский газ в Европу не пойдет (очень длинное транспортное плечо), но он потеснит с находящегося поблизости азиатского рынка СПГ американский и катарский газ, который в таком случае пойдет в Европу.
Повторимся, что СПГ традиционно дороже обычного трубопроводного газа и используется для покрытия дефицита ресурса. Однако, как пояснил Михаил Гончар, уже были и обратные ситуации: в 2018 г. цена на газ на рынке Испании, которая получает основные объемы импорта в виде СПГ, были ниже, чем на рынке Германии. Поэтому нельзя исключать ситуации, когда американский газ, доставленный из-за океана, в определенные моменты будет дешевле, чем поставленный по реверсу из Европы российский. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)