Почему начало отопительного сезона в Новояворовске и Новом Роздоле на Львовщине сорвано? Что нужно делать власти?
“Ситуация на предприятии и в городе критическая. Люди до сих пор без отопления, из-за чрезмерной нагрузки на сети электричества лишены целые районы. Под угрозой поставки воды в один из районов города”.
Об этом заговорил «Нафтогаз» в разрезе двух арестованных ТЭЦ на Львовщине. Ведь после визита премьера Алексея Гончарука именно ООО “Нафтогаз Тепло” без конкурса поручили управление имуществом Новояворовской и Новороздольской ТЭЦ. В связи с чрезвычайной ситуацией.
Говорят, что якобы “из-за халатности предыдущего управляющего на Новороздольской ТЭЦ произошла серьезная авария, в этом году регламентные работы не финансировались и не проводились должным образом”.
Почему два города оказались на грани катастрофы, и можно ли было предотвратить этим проблемам раньше?
Почему и зачем арестовали ТЭЦы?
В июне 2018 г. НАБУ и САП просили суд передать в АРМА (Агентство по розыску и менеджмента активов) две теплоэлектроцентрали на Львовщине – в городах Новояворовск и Новый Раздел.
Эти активы, вероятно, использовались для хищения газа на 1400000000 грн. Согласно реестрам, бенефициарными собственниками предприятий является бывший и действующий народные депутаты Богдан и Ярослав Дубневичи.
Следственный судья Соломенского райсуда Киева согласился, и такие важные для региона активы перешли в управление АРМА. За 4 месяца агентство нашло временного управляющего “Энерго-М”.
Стоит отметить, что даже в мировой практике это уникальный случай, ведь подобное имущество не передавалось в управление аналогичным органам ARO-AMO.
Были проблемы управления ТЭЦами в 2018 г.?
Первый год управления ТЭЦами был очень сложный, но ТЭЦы работали.
Через избрание стороннего управляющего на Централ персонал отказывался выходить на работу, владельцы демонтировали оборудование, уничтожали техническую документацию и постоянно пытались через суд вернуть себе контроль над активами.
В результате почти 60 000 жителей городов рисковали остаться без тепла зимой.
Впрочем, течение года АРМА и временный управляющий не проводили работу над ошибками и ни искали возможности исправления предыдущих.
Что такое отчет по управлению и был ли он по ТЭЦам?
Управление арестованными активами должно быть эффективным. Цель – сохранение и увеличение их стоимости. Так говорит профильный закон об АРМА.
Также закон предусматривает, что Нацагентство может (должно) периодически проверять эффективность управления. Для чего? Чтобы соотносить результаты с условиями договора. И в случае ненадлежащего управления изменить менеджера.
Об этом говорится в порядке, утвержденном Кабмином в мае 2018 г., и в том же законе об АРМА.
Поэтому возникают вопросы, или агентство проверяло управляющего ТЭЦами и или обнаружили проблемы? Какие и как с этим работали?
Поскольку публичной информации нет, логично предположить, что проблем нет, а агентство довольно управляющим, и он хорошо выполняет свою функцию.
Хотя, может, АРМА решила не озвучивать проблемы в середине прошлого отопительного сезона, чтобы не оставить людей без тепла.
Как проходил конкурс в 2019 г.?
В сентябре 2019 г. закончился срок действия договора АРМА с “Гарант Энерго М”, который почти год управлял двумя ТЭЦ. Поэтому начался новый, довольно прозрачный конкурс.
До заседания тендерного комитета, которое АРМА транслировало в Facebook, привлекли мэров городов Новояворовск и Новый Раздел, представителей Львовской ОГА, СМИ и общественности.
Решение тендерного комитета: оставить старого управляющего для генерации энергии и выбрать нового для распределения энергии (ООО “Альтенатива-Т-ХХI”).
Кроме того, “Гарант Энерго-М”, управляло ТЭЦ в течение последнего года, для продолжения управления обязали выполнить ряд условий. В частности, отчитываться о подготовке к отопительному сезону и погасить задолженность заработной платы.
Почему начало отопительного сезона в Новояворовске и Новом Роздоле сорвано?
За год проблемного управления “Гарант Энерго М” набралось долгов перед “Нафтогазом” но не погасило задолженность по зарплате работникам ТЭЦ. И те отказались выходить на работу.
13 ноября 2019 премьер Алексей Гончарук с рабочей поездкой Нового Роздола и Новояворовск. И заявил, что Кабмин инициирует передачу ТЭЦ в управление компании группы НАК “Нафтогаз”. Параллельно специалисты будут проверять оборудование и устранять технические неполадки.
Именно задолженность по зарплате, по словам премьера, и стала причиной изменения управляющего на ООО “Нефтегаз-Тепло” без конкурса.
Как можно было избежать проблем? И можно ли сейчас это изменить?
Уникальность актива. Недостатки нормативной базы. Пассивность некоторых чиновников АРМА и Кабмина. Отсутствие интереса к активу у крупных игроков энергетического рынка. А еще сложная ситуация в регионе и авторитет некоторых политиков и заинтересованных сторон.
Можно назвать море потенциальных причин срыва отопительного сезона в двух районах Львовской области.
Но, по мнению ТI Украина, большинство из этих рисков можно было бы нивелировать, если бы своевременно приняли изменения в законодательство.
Наработанные инициативы пролежали более года в министерских кабинетах и не были воплощены предыдущей властью.
Наша команда наработала ряд инициатив, которые могут облегчить управление технологически сложными активами. В частности речь идет о необходимости планирования перед арестом и передачей активов в управление.
Также необходимо, чтобы АРМА сотрудничало с процессуальным руководителем по делу. Прежде всего, важно ставить в известность процессуального руководителя в отношении действий, связанных с дальнейшей жизнью актива, привлекать его в случае возникновения проблем. Прокурор же должен помогать с преодолением кризисных ситуаций.
Отдельное важный вопрос: усиление гарантий в работе временного управляющего. Например, на законодательном уровне обезопасить бизнес от возможного блокирования управления от владельцев арестованных активов.
Transparency International Украина надеется, что наработанные изменения будут внесены на рассмотрение парламента и в дальнейшем люди не станут заложниками неурегулированных в государстве процессов.
Эта публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского союза. Ее содержание является ответственностью исключительно Transparency International Ukraine и необязательно отражает взгляды Европейского союза. (Екатерина Рыженко, руководитель юридического отдела Transparency International Украина, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)