В Украине 560 специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами, более четверти владельцев не осуществляют добычу. Что может изменить введение принципа “добывай или плати”?

На заседании Совета национальной безопасности в марте приняли решение о масштабном аудите сферы недропользования.

Речь идет о проверке законности получения всех разрешений на пользование недрами, начиная с 1991 года.

Регулятор должен осуществить внеплановые проверки субъектов хозяйствования, которые:

– имеют специальные разрешения на добычу, полученные вне аукциона по результатам апробации запасов полезных ископаемых без специальных разрешений на геологоразведку, в частности с ДПР (опытно-промышленная разработка)

– имеют спецразрешения на добычу нефти и газа, но в течение двух лет после их получения так и не начали добычу;

– не начали добычу в течение двух лет после утверждения балансовых запасов углеводородов, при наличии специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами с целью геологического изучения, в том числе ДПР с последующей добычей;

– не начали добычу в течение десяти лет после получения специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами с целью геологического изучения, в том числе ДПР с последующей добычей.

То есть первоочередной приоритет, который Президент Украины поставил на заседании СНБО, касается проблем так называемых “спящих лицензий” – уже выданных специальных разрешений на пользование недрами, на участках которых в течение многих лет добычи не производится. К сожалению, на законодательном уровне этот срок еще не закреплено.

Заложниками таких “спящих лицензий” граждане Украины. Из-за недополучения в бюджет средств, отсутствия новых рабочих мест, которые должны появиться на участках, на которые выданы разрешения на добычу, украинская экономика до сих пор остается зависимой от импорта.

Согласно данным ГНПП “Геоинформ Украины”, в Украине выявлено более 20 тыс. месторождений и проявлений с 117 видов минерального сырья, из которых около 8,7 тыс. месторождений имеют промышленное значение.

Однако освоено из них только 3 тыс. месторождений. Это около 15% от того, что мы можем добывать в своей стране.

Пример. В 2020 году в Украине добыто 20,2 млрд. куб. м природного газа. Однако, потреблено 30,9 куб. м. То есть при наличии своих месторождений, украинская промышленность удовлетворяет лишь 65% от потребности. Остальную часть мы вынуждены покупать у других стран, в том числе тех, с которыми ведем войну на востоке.

Одной из основных причин, негативно влияет на наращивание добычи углеводородов – органических соединений, которые являются компонентами нефти, природного газа и продуктов их переработки, является именно “спящие лицензии”, по которым годами не ведется разработка месторождений.

По данным Госгеонедра, по состоянию на прошлый год действующими были 560 специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами. В то же время, по информации Государственной налоговой службы, 149 их владельцев не осуществляют добычу.

Стоит заметить, что эти разрешения выданы еще до 2017 г. Иначе говоря, добыча по ним не ведется уже более трех лет. По приблизительным оценкам, каждый третий лицензия в Украине “спящей”.

Решить ключевые проблемы недропользования должен Новый Кодекс о недрах. Это комплексный документ, который будет регулировать все виды экономической деятельности по недрам, включая добычей полезных ископаемых, нефти, газа, урана, а также подземных вод и геотермальной энергии.

Он призван имплементировать Директиву ЕС № 94/22 и другое законодательство Европейского Союза во исполнение Соглашения об Ассоциации.

В дальнейшем для решения проблемы “спящих лицензий” в проекте нового Кодекса предлагается ввести новый налог – плата за пользование недрами по принципу “добывай или плати”.

Этот налог должен взиматься с тех недропользователей, которые, получив лицензию, так и не начали добычу, а также не платят рентную плату.

Согласно новому Кодексу о недрах, срок, с которого недропользователь будет обязан платить налог, будет зависеть от ископаемых, а также вида пользования недрами.

Такая практика не нова. Плата за пользование недрами – широко применяемый механизм борьбы со “спящими лицензиями” в странах с развитой добывающей отраслью.

Так, аналогичный налог применяется к недропользователям, которые вовремя не начали добычу, в Великобритании, Норвегии, США, Азербайджане и Хорватии.

В случае принятия нового Кодекса о недрах и утверждения налога на пользование недрами национальный бюджет, даже по очень консервативным расчетам, получит дополнительно более 2 млрд. грн.

Поэтому есть надежда, что аудит сферы недропользования, объявленный на заседании СНБО – это только первый шаг к масштабному перезапуску системы и возможность Украине выйти из круга энергозависимости. (Владимир Головатенко, старший советник по вопросам политики проекта ЕС “Новый кодекс Украины о недрах”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий