Правительство вместе с участниками электроэнергетического рынка рассматривают новые модели обеспечения населения электроэнергией.

Все концепции предусматривают увеличение тарифа на электроэнергию для домохозяйств с большими объемами потребления. Главная цель – уменьшить финансовое бремя на государственный «Энергоатом».

Введение оптового рынка электроэнергии (э/э) с 1 июля 2019 без отмены льготных цен для населения привело к убыткам государственной генерации.

Уже два года субсидирование льготных тарифов на электроэнергию для населения происходит за счет государственных компаний ГП НАЭК “Энергоатом” (оператор АЭС) и ЧАО “Укргидроэнерго” (оператор ГЭС). Правительство возложило на них так называемые специальные обязанности – Public Service Obligation (PSO или ПСО).

За два года механизм ПСО менялся уже несколько раз. Впрочем, без повышения цены на электроэнергию для населения сбалансировать финансовую систему энергорынка не удалось.

Низкая цена для населения, “зеленый” тариф для возобновляемых источников энергии и введение стимулирующего тарифа для облэнерго с 2021 постоянно генерируют новые долги в рынке.

На середину апреля они составляли около 20 млрд. грн.

Существующая временная модель ПСО

Последняя итерация изменения механизма ПСО состоялась в апреле. Кабмин своим постановлением №439 от 28 апреля внес изменения в Положение о ПСО, которое было утверждено постановлением №483 с июня 2019 года.

С июня Энергоатом напрямую продавать э/э поставщикам универсальных услуг (ПУП), которые продают ее населению. А не из ГП “Гарантированный покупатель” (ГарПок), как было раньше.

В свою очередь, Укргидроэнерго, обязано обеспечить поставки э/э для населения в Бурштынском энергоострове (БУОС), который синхронизирован с Европейской энергосистемой и отделен от АЭС.

Об этом, цена продажи э/э пупами от Энергоатома и Укргидроэнерго была уменьшена с 0,15 грн./кВт-ч до 0,01 грн./кВт.

Впрочем, тариф на э/э для населения был оставлен неизменным до 1 июля 2021 г. Сегодня единый тариф для населения составляет 1,68 грн./кВт-ч с НДС, или 1,4 грн. без НДС.

Причиной уборка ГарПоку из цепочки продажи э/э для населения стали заявления Энергоатома по долгам ГарПоку перед ним.

Укргидроэнерго оценило свои убытки от новой модели ПСО в 2300000000 грн., а Энергоатом – в 3 млрд. грн.

Очевидно, такая модель не может существовать долго. Чтобы убрать бремя убытков с государственной поколения, существуют два пути.

Один из них – перекрестное субсидирование, когда разница между дотационной и рыночной ценой э/э для населения будет заложена в тариф на передачу Укрэнерго. Такая форма субсидирования существовала до начала оптового рынка электроэнергии в июле 2019 года. Кабмин не может к ней вернуться.

Поэтому рассматривается единственный вариант – увеличение средневзвешенной цены электроэнергии для населения. Предполагается градация тарифа в зависимости от месячных объемов потребления. Дискуссии ведутся по градации объемов и скорости повышения тарифов.

Две новые концепции

В распоряжении БЦ есть две концепции ПСО, которые сегодня обсуждают заинтересованные стороны: Кабмин, Регулятор и участники рынка.

Одна из них предложена оператором системы передачи НЭК “Укрэнерго” и предусматривает увеличение доходов Энергоатома в текущем году за счет введения четырех ценовых групп тарифов для населения в зависимости от объемов потребления.

Предполагается, что расчетный годовой доход Энергоатома будет увеличен с 44500000000 грн. за нынешней моделью ПСО в 51 млрд. грн.

Вторая модель предложена Энергоатомом и предусматривает более сложную дифференциацию тарифов для населения. Планируется, что расчетный годовой доход Энергоатома в текущем году увеличится до 60 млрд. грн.

Кроме того, эта концепция предусматривает поэтапное приведение тарифов для населения до рыночного уровня к маю 2024 года.

концепция Укрэнерго

Руководство Укрэнерго предложило модель так называемого финансового ПСО – когда госкомпании компенсируют разницу между регулируемой и рыночной ценой э/э живыми средствами. А не отдают свою э/э на нужды населения почти бесплатно, как сейчас.

Укрэнерго предлагает разделить тарифы для населения на три ценовые группы в зависимости от объемов месячного потребления. Плюс, отдельный тариф для домохозяйств, использующих электроотопления.

Наибольшей категорией является хозяйства, месячный объем потребления которых составляет 100 – 300 кВт-ч. Для них тариф не изменится. Чуть меньше абонентов с месячным потреблением до 100 кВт-ч. Наименьшая категория – с потреблением более 300 кВт-ч.

По расчетам Укрэнерго в Украине около 16800000 домохозяйств потребляют в год 36600000000 кВт-ч. Ежегодно Украина потребляет около 150 млрд. кВт-ч.

Полная стоимость объема э/э для населения составляет около 104 млрд. грн. НДС. Эта сумма включает в себя:

– стоимость э/э (около 1,4 грн./кВт-ч)

– тариф на передачу Укрэнерго (около 0,3 грн. / кВт-ч)

– тариф на распределение облэнерго (в среднем 1 грн. / кВт-ч)

– маржа ПУП (в среднем 0,1 грн. / кВт-ч).

С новой тарифной сеткой планируется собрать с населения 62500000000 грн. То есть, дефицит средств для обеспечения ПСО составит 41500000000 грн. Планируются, что эти деньги заплатят Энергоатом и Укргидроэнерго в пропорции 90/10.

Для начала работы новой модели предполагается, что Энергоатом и Укргидроэнерго дадут авансовый платеж по 2 млрд. грн. пупами для приобретения э/э для нужд населения.

Далее Пупы ежемесячно предоставляют расчеты по компенсации убытков от продажи населению, получают компенсацию от держгенерации (около 4250000000 грн. в месяц) и закупают в рынке необходимые для потребностей населения объемы.

Предполагается, что они могут покупать как на спотовых сегментах рынка: РДН и ВГС, так и на Рынке двусторонних договоров – на украинском энергетической бирже (УЭБ).

концепция Энергоатома

Модель ПСО в интерпретации Энергоатома более сложная. Предусматривается введение 8 различных ценовых групп в зависимости от объемов потребления. 4 общих и 4 – для потребителей с электрообогревом.

По данным Энергоатома в Украине 390 тыс. домохозяйств используют э/э для отопления. В год они потребляют около 2600000000 кВт-ч.

Но принцип сохраняется тот же. Для хозяйств, которые потребляют менее 100 кВт-ч в месяц, цена будет в два раза меньше, чем сейчас. Для средней группы (100-200 кВт-ч) тариф не меняется.

Категория, потребляет 200-500 кВт-ч в месяц, заплатит на 30% больше существующего тарифа. Те кто потребляют свыше 500 кВт-ч – заплатят на 50% больше.

Впрочем, концепция Энергоатома предусматривает постепенное повышение цены до рыночного уровня для всех категорий потребителей, кроме тех, которые потребляют до 100 кВт-ч в месяц.

По подсчетам Энергоатома, с новой тарифной сеткой средневзвешенная стоимость э/э для населения составит около 0,3 грн./кВт-ч. Напомним, с июня компания будет получать 0,01 грн. за кВт-ч для нужд населения.

Эта концепция предусматривает сохранение товарного ПСО. Энергоатом продавать ГарПоку 50% своей э/э ровным графиком по цене 0,3 грн./кВт-ч. Укргидроэнерго должен продавать 30% своей э/э в часы пик по цене 0,01 грн./кВт-ч.

ГарПок перепродает эту э/э пупами по цене, составляет разницу между соответствующим тарифом для населения и тарифами Укрэнерго, облэнерго и ПУП.

Остаток ночной э/э ГарПок продает в рынке. Прибыль от своей деятельности использует для покупки э/э в БУОС для нужд населения.

перспективы

Участники рынка прогнозируют, что правительство не успеет изменить модель ПСО до 1 июля 2020 года. И существующую схему придется удлинять, как минимум, на месяц.

Большинство заинтересованных лиц склоняются к тому, что модель Укрэнерго – более рабочая и просчитана. Впрочем, выбирать будет новый министр энергетики Герман Галущенко, который до недавнего времени работал заместителем руководителя Энергоатома. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий