На днях Украина получила известие о скором получении от МВФ долгожданного транша – $700 млн. Ура! Нам снова дали в долг! Между тем, даже бОльшую сумму можно было заполучить в госбджет только за счет детенизации одной отрасли – топливной.
Теневой рынок нефтепродуктов многогранен. Налоги здесь “пилят” на всех этапах: при производстве на мини-НПЗ, нефтебазах, продаже оптом и в розницу, пробивая мимо кассы.
По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, в 2021 году общими усилиями в бюджет не дойдет минимум 22 млрд. грн. акциза и НДС. Сколько “соптимизируют” НДС и налога на прибыль фиктивные потребители топлива – не поддается оценке.
Должны быть комплексными и подходы государства к этой борьбе, они должен включать меры налогового, технического и даже надзорного характера.
Один из самых дерзких векторов деятельности кустарных производителей – импорт октаноповышающих компонентов, без которых производство бензина невозможно.
Но стандартные вещества, такие как метил-трет-бутиловый эфир, метанол и т. д. завозить невыгодно, они облагаются высокой ставкой акциза – 245 евро/т. Какой был найден обходной путь?
В середине 2020 года начал расти импорт растворителей для лакокрасочной промышленности (код УКТ ВЭД 3814009090).
В январе-октябре было ввезено 107,7 тыс. т, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года (52,5 тыс. т).
Как заявил во время одного из выступлений глава “налогового” комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, “у нас в стране столько заборов нет, чтобы использовать такое количество краски”.
Как выяснилось при ближайшем рассмотрении, эти чудо-растворители являются смесью октаноповышающих компонентов, используемых при производстве бензинов: МТБЭ, метанола, толуола, ортоксилола, бутилового спирта, ацетона и т. д.
Фишка в том, что согласно Налоговому кодексу такие смеси не облагаются акцизом.
Теперь обратим внимание на импортеров этих растворителей.
Первая строчка за компанией “Катма Груп”, известной в качестве эксклюзивного поставщика нефтепродуктов в сеть заправок “БРСМ-Нафта” (соответствующие документы размещены на АЗС).
Далее – харьковская компания “Пром Хим”, которая в дальнейшем перепродает весь объем компании “Альтернатив Энерджи Сорсес Компани” – оператору крупнейшего в стране мини-НПЗ в поселке Мерефа Харьковской области, снабжающего топливом, в частности, сеть Моtto.
Удалось идентифицировать и компанию “ВТГ-Трейдинг”, которая поставляет растворители группе компаний “Сан Ойл”, оперирующей четырьмя мини-НПЗ (Решетиловка, Богодухов, Васищево и Кременчуг).
В завершение отметим ООО “Терминал”, которое прописано в Мироновке Киевской области, где ранее фискальные органы неоднократно накрывали незаконное производство нефтепродуктов.
Сейчас “Терминал” производит альтернативное (спиртосодержащее) топливо для сети Motto.
Чтобы снять последние сомнения относительно целевого использования этих “растворителей”, добавлю, что транспортные документы указывают на доставку этих компонентов по адресам мини-НПЗ и нефтебаз.
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что безакцизные растворители участвуют в производстве акцизных нефтепродуктов, в частности бензина и альтернативного топлива.
Иными словами, если бы не было растворителей как октаноповышающих компонентов, то на этот объем было бы меньше “бодяжного” бензина, который был бы замещен украинским или импортным продуктом с уплатой всех налогов.
По нашим расчетам, за 10 месяцев 2021 года размер бюджетных потерь акциза на схеме с растворителями составил около 935 млн. грн., а по итогам годам превысит 1 млрд. грн.
В целом же от кустарного производства бензина в объеме около 500 тыс. т – порядка 5 млрд. грн. акциза.
Как противостоять этой схеме? Есть несколько мнений. Данил Гетманцев предлагает усилить давление на налоговиков, чтобы те лучше делали свою работу.
Между тем, по рассказу налоговика из усопшей фискальной службы, никто не ставит растворители на баланс, перепродавая по цепочке фиктивных фирм, поэтому найти концы без многочисленных проверок крайне сложно.
Одновременно глава парламентского комитета не в восторге от идеи внесения изменений в Налоговый кодекс путем расширения номенклатуры подакцизных товаров.
Его можно понять: в мае 2020 г. комитет Гетманцева уже пытался загнать “растворители” в бюджет, привязавшись к содержанию в них метанола.
Но дельцы быстро смекнули тему, изменили рецептуру и снова вывели смеси октаноповышающих компонентов из-под действия закона. Где гарантия, что они снова что-то не придумают, опасается глава комитета.
Но его коллеги по сессионному залу при поддержке Минфина хотят все-таки попробовать еще раз.
Недавно в Раде был зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законы об усилении борьбы с теневым оборотом топлива”, предусматривающий введение акцизного налога на импорт всей продукции, в состав которой входит хотя бы один подакцизный компонент, независимо от его доли в смеси.
Если это произойдет, велики шансы того, что из-под топливных “бодяжников” будет выбита технологическая почва.
Это сильно усложнит им жизнь и, в частности, лишит смысла бизнес по добавлению растворителей в бензин А-92.
Далее дело за налоговиками, пожарными, экологами, службой охраны труда и т.д., которые должны закрыть мини-НПЗ. Все они не отвечают элементарным нормам безопасности. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)