Отдельные компании, работающие на рынке Польши, уже отказались от поставок сжиженного газа из России, но многие до сих пор покупают там дешевле топливо.
Gaspol – один из субъектов, которые решили дерусифицировать свои поставки вскоре после вторжения России в Украину. В компании утверждают, что ей удалось полностью заменить топливо с востока, в частности, благодаря увеличению поставок от отечественных производителей и из Швеции. Основной акционер компании, голландская компания SHV Energy, работающая в 25 странах, также отказался от российского LPG (газа, наиболее известного как автомобильное топливо).
По неофициальной информации DGP, на такой шаг решила пойти и другая крупная компания, работающая на польском рынке – AmeriGas, дочь американской корпорации UGI, хотя компания не объявляла своего решения общественности.
Сильвестер Шмигель, президент Gaspol, отмечает, что польская промышленность LPG – благодаря местному производству, поставкам, например, поездам из портов ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) или морским терминалам в Гданьске, Гдыне и Щецине, полностью готова к блокированию импорта из России.
“Мы считаем, что к нам должны присоединиться все субъекты, которые до этого использовали российский СВГ”, – говорит он.
Шмигель отмечает, что польский рынок значителен с точки зрения российских производителей (по данным 2019 г. сюда шло почти 30% российского экспорта), и его потеря будет болезненной для Москвы.
Как объясняет Мацей Чиж, пресс-секретарь Gaspol, решение руководства основывалось на нравственных, а также деловых соображениях, поскольку продолжение импорта с востока было бы связано с риском срывов своевременных поставок. Компании пришлось учитывать затраты на изменение направления поставки и риск “биполярности” рынка, когда, с одной стороны, дешевый продукт из России все еще был бы доступен, а с другой – отдельные компании перешли бы на более дорогой аналог из западных источников. По мнению представителя Gaspol, ситуацию на рынке может исправить эмбарго на энергоносители из России и Беларуси.
Часть сжиженного газа до сих пор идет из России
По определению DGP, некоторые трейдеры LPG все еще продолжают поставлять газ из России. Только через одну из торговых платформ Argus Open Market (AOM), обрабатывающую около трети российских поставок, преимущественно от принадлежащего государству местного нефтехимического гиганта концерна “Сибур”, с начала войны в Украине польские компании приобрели почти 38 тыс. т топлива на более $23 млн. Подавляющее большинство, а это более 32 тыс. т, приобретено пятью компаниями: Unimot, Barter, Bialchem, Polski Gaz и Solumus group. Однако в марте объем торговли, зарегистрированный на платформе AOM, был ниже, чем в предыдущие месяцы. Так, в феврале было продано более 39 тыс. т. СВГ, в марте – 32 тыс. В то время как в марте прошлого года этот показатель составил 45 тыс. т.
В то время российский LPG был дешевле, чем газ, доступный на западных рынках. Рыночные данные показывают, что на пике разница в цене могла достигать около $400 за тонну пропан-бутановой смеси.
Группа Unimot за последние несколько недель была самым большим покупателем российского LPG на платформе AOM (закупила более 8 тыс. тонн по средней цене $607,91 за тонну). В рамках реализации условий слияния Orlen и Lotos, выданных Европейской комиссией, эта компания должна приобрести новые активы, в частности в топливной логистике (компания “Лотос терминал”). Это гарантирует, что “она имеет диверсифицированные источники поставок газа и импортирует этот продукт как с востока, так и с запада”.
“Несмотря на это, Unimot постоянно ищет новые альтернативные источники поставки, чтобы быть максимально независимыми от импорта продукции с Востока”, – сообщает пресс-служба группы.
Якуб Любинский, президент компании Solumus, которая с 24 февраля приобрела через платформу AOM около 5 тыс. тонн российского LPG, объясняет DGP, что полностью остановить импорт российского продукта “пока очень сложно, если вообще не невозможно”.
Он подчеркнул, что Solumus является стороной контрактов на продажу LPG, невыполнение которых может привести к высоким договорным штрафам. Однако компания постепенно диверсифицирует свои поставки и ограничивает импорт топлива с востока, а это “достаточно сложный и трудоемкий процесс”. Дополнительной сложностью является тот факт, что компания – небольшой игрок на рынке LPG и “в отличие от своих конкурентов нет легкого источника финансирования из-за принадлежности к международным концернам”.
“Тезис о том, что компания получила конкурентное преимущество за счет импорта товаров с востока, совершенно неоправданна. Трудно говорить о конкурентном преимуществе субъекта, чья доля на рынке минимальна в отношении основных игроков”, – утверждает Якуб Любинский.
PKN Orlen
Мы поинтересовались источниками поставок и в PKN Orlen. По данным пресс-службы, концерну удалось сократить долю России в поставках LPG с примерно 80%, которые были три года назад, до примерно 30%.
“Ситуация на рынке динамичная”, – говорит Анджей Олеховский, генеральный директор Польской организации сжиженного газа (POGP). Он отмечает, что анализ объемов и величины импортных потоков станет возможным через месяц, когда появятся официальные данные таможенных служб за I квартал 2022 года.
Несколько недель назад Украинская ассоциация сжиженного газа обратилась к британской группе Argus – владельцу газоторговой платформы – с просьбой прекратить торговлю российским LPG. Как отмечается в письме на имя вице-президента группы Уильяма Гарвуда, каждый литр нефтепродукта, закупленный у России и Беларуси, “оплачивается кровью невинных украинцев”, ставших жертвами беспрецедентной военной агрессии.
Польша – в основном благодаря широкому использованию автогаза – один из крупнейших получателей LPG в Европе. Во время пандемии 2020 года, по данным POGP, потребление этого топлива составило 2,34 млн. тонн, а импорт – 2,04 млн. тонн. Стоимость всего польского импорта 2019 года оценивалась в 845 млн. евро. Однако, по словам представителей отрасли, она может даже удвоиться из-за колебаний цен на горючее, зафиксированных с прошлого года. Рынок LPG в Польше достаточно фрагментирован. Лицензии на торговлю LPG имеют более 4,5 тыс. юридических лиц. (GazetaPrawna.pl/Энергетика Украины и мира)