Эмбарго на российскую нефть, которое на днях было принято в ЕС, не в полной мере удовлетворило Украину и ее союзников. Оно не быстрое и не тотальное – потому что начнет действовать через полгода и делает исключение для нефтепровода “Дружба”. Это компромисс, одна из задач которого – не навредить самой Европе.
В то же время существует детальный план из 10 шагов от Международного энергетического агентства, воплощение которого уже через 4 месяца может снизить потребность Европы в нефти на 2,7 млн. баррелей в сутки. Это даже больше, чем был средний объем импорта нефти из России в 2021 году (2,2 млн. баррелей в сутки).
Особенность схемы в том, что она не “останавливает прогресс” ради экономии нефти, а полностью вписывается в современное видение инфраструктуры европейских городов и политику снижения выбросов от бензина, дизеля и авиационного горючего. Kosatka.Media рассказывает самые главные детали.
10 рекомендаций, как снизить зависимость от нефти
- Снизить скоростной режим на автомагистралях минимум на 10 км/ч
– Анализ по странам и штатам показывает, что снижение скоростных ограничений на автомагистралях на 10 км/ч по сравнению с текущими уровнями может значительно снизить потребление топлива легковыми, легкими коммерческими и грузовыми автомобилями. Бонус – воздух станет более чистым.
– Многие страны, включая США, уже внедряли подобные ограничения, например во время нефтяного кризиса 1973 года.
Влияние: можно сэкономить около 290 тысяч баррелей в день путем снижения скорости на автомагистралях всего на 10 км/ч. Еще 140 тысяч баррелей/день (преимущественно дизель) можно сэкономить, если скорость на 10 км/ч снизят тяжелые грузовики.
- По возможности работайте дома до трех дней в неделю
– В пандемию жители развитых стран использовали около 2,7 млн. баррелей нефти в день для поездок на работу на частных авто. Приблизительно треть сотрудников может обустроить рабочее место дома.
– Экономия топлива на поездках в разных странах будет разной. Так, в среднем, чтобы добраться на работу, жителю США нужно проехать 18 км в одну сторону. В Европе – около 15 км. К тому же в США новые авто в среднем потребляют на 40% больше топлива, чем те, что продаются в Европе.
– Каждый раз, оставаясь работать дома, жители развитых стран экономят $2-3. А если работать из дома летом, будет дополнительная экономия топлива, которое нужно для работы кондиционера в машине.
Влияние: за один день работы на дому можно избежать расхода около 170 тысяч баррелей нефти. Три дня работы из дома – экономия около 500 тысяч баррелей.
- Воскресенья без автомобилей в городах
– Можно избегать использования автомобилей в воскресенье. Так поступали во время нефтяного кризиса 1973 года в Швейцарии, Нидерландах и Западной Германии. Ради поддержки здоровья и снижения влияния на окружающую среду это практикуют в Брюсселе, Эдинбурге, Ванкувере, части Токио.
– “Воскресенье без автомобилей” можно стимулировать снижением тарифов или предоставлением бесплатного общественного транспорта.
Влияние: если такую меру внедрять в крупных городах каждое воскресенье, потребление нефти снизится примерно на 380 тысяч баррелей в день. Если это делать только одно воскресенье в месяц, эффект снизится до 95 тысяч баррелей.
- Удешевить пользование общественным транспортом и стимулировать микромобильность, ходить пешком и ездить на велосипеде
– Снизить потребность в нефти может замена собственных автомобилей на общественный транспорт, так называемая микромобильность (велосипеды, скутеры, моноколеса, электромопеды, самокаты), пешие прогулки. Конечно, там, где это возможно.
– Такие мероприятия можно совмещать со льготами на приобретение электрических велосипедов и развитием инфраструктуры велодорожек. Вариант – выделение отдельных зон для движения с очень низкой скоростью (до 30 км/ч), куда нет доступа автомобилям.
– Временным вариантом может стать понижение тарифов на проезд в общественных автобусах, метро, электричках. Подобное практикуют в некоторых городах США и Новой Зеландии. Чтобы нагрузка на общественный транспорт была более равномерной, работодатели могут более гибко распределять рабочее время.
Влияние: такие меры могут обеспечить ежедневную экономию около 330 тысяч баррелей нефти.
- Альтернативный доступ частных автомобилей к дорогам в больших городах
– Альтернатива “воскресеньям без автомобилей” – предоставление в больших городах права автомобилям выезжать на дороги в отдельные дни в зависимости от того, четный или нечетный у них номер. Исключение можно сделать для электромобилей.
– При этом у жителей городов обязательно должны быть другие варианты для поездок: снижение цен на общественный транспорт или содействие совместным поездкам. Иначе такая регулировка будет несправедливой, особенно для не слишком богатых домохозяйств с одним автомобилем.
– Подобная практика уже опробована в мире. Например, во время первого нефтяного шока итальянское правительство заменило воскресенье без автомобилей политикой нечетных/четных номеров. С 1980-х годов такие схемы были развернуты во многих городах для преодоления пробок и загрязнения воздуха, включая Афины, Мадрид, Париж, Милан и Мехико.
Влияние: сокращение спроса на нефть примерно на 210 тысяч баррелей в день, если два дня в неделю использовать альтернативный автомобильный доступ в крупных городах, где хорошо развит общественный транспорт.
- Расширьте совместное использование автомобилей и вводите методы уменьшения потребления топлива
– Одним автомобилем могут пользоваться сразу несколько домохозяйств. Правительства могут стимулировать каршеринг: выделять специальные полосы и парковочные места рядом с узлами общественного транспорта, снижать плату за проезд для авто с большим количеством пассажиров. Такие мероприятия действуют в пригородных районах таких городов, как Мадрид и Хьюстон.
– Совместное использование автомобилей сейчас удобно как никогда. Есть много приложений для смартфонов – BlaBlaCar, Liftshare, Scoop, TripBuddy, Ecov и GoKid.
– Экономить горючее можно с помощью правильных методов вождения и правильного технического обслуживания. Регулярный контроль давления в шинах может сэкономить до 1,5% потребления топлива. На кондиционирование приходится 4-10% общего потребления топлива. Авторы плана предлагают владельцам авто временно повысить температуру в салоне на 3°C, чтобы немедленно увеличить экономию топлива и снизить счета за топливо – при условии, что так им будет удобно.
Влияние: увеличение загруженности автомобилей и внедрение лучших методов экономии топлива может сэкономить около 470 тысяч баррелей нефти в день.
- Способствовать эффективному вождению грузовых автомобилей и доставке грузов
– Грузовиками также можно управлять так, чтобы экономить топливо. Речь как об улучшенном техническом обслуживании (например, регулярных проверках давления в шинах), так и о водительских навыках. Правительства могут ввести так называемые методики экологического вождения как условие получения водительских прав. Так, например, было сделано во Франции и других странах.
– Чем больший автопарк имеет компания, тем более широкие возможности для экономии горючего она имеет. Наиболее доступная мера – улучшение логистики. Компании могут оптимизировать погрузку машин и сократить поездки без нагрузки. Сотрудничество между компаниями и широкое использование цифровых технологий могут помочь достичь этих целей.
Влияние: возможно снижение потребления около 320 тысяч баррелей нефти в день.
- Использование скоростных и ночных поездов вместо самолетов
– Если расстояние между городами менее 1000 км, скоростная железная дорога является хорошей заменой авиарейсам. Железнодорожные станции часто расположены в центрах городов или близ них, что делает их более удобными и экологичными, чем аэропорты.
– Согласно расчетам, в странах с развитой экономикой около 2% авиа перелетов можно заменить на железнодорожные поездки – в том числе для отдыха и деловых путешествий. Почти все это предполагает полеты менее чем на 800 км.
– Во Франции последний закон о климате и устойчивости требует отмены рейсов, если есть альтернативы, чтобы добраться до пункта назначения в течение двух с половиной часов. Компании уже начали сокращать некоторые рейсы, в том числе между Парижем и такими городами как Нант, Лион и Бордо.
Влияние: снижение потребления нефти около 40 тысяч баррелей в день.
- Избегайте деловых авиаперелетов там, где есть альтернативные варианты
– Учитывая требования к месту в самолетах, для перевозки пассажиров премиум-класса нужно втрое больше горючего, чем в эконом-классе. Не всех деловых путешествий в самолетах можно избежать, но во многих случаях виртуальные встречи могут быть эффективной заменой. Отказаться можно примерно от двух из пяти авиарейсов.
Влияние: снижение потребления нефти на 260 тысяч баррелей в день.
- Усилить внедрение электрических и более эффективных транспортных средств
– По состоянию на конец 2021 года в мире было 8,4 млн. электромобилей. Высокому спросу способствует падение стоимости аккумуляторов и поддержка государств. Узкие места рынка электромобилей – цепи поставок полупроводников, сырья для транспортных средств, материалов для батарей. Но со временем эти проблемы будут решены.
– По возможности следует способствовать удовлетворению спроса именно на электромобили, поскольку они снижают потребность в нефти. Чем больше электромобилей будет на дорогах сейчас, тем заметнее будет эффект в будущем. Аналогично, новые обычные автомобили, поступающие в продажу, должны быть экономными. Цели по экономии топлива, а также налоги, штрафующие транспортные средства с высоким уровнем выбросов, являются ключевыми для дальнейшей экономии топлива.
Влияние: продажи электрических и более экономичных автомобилей могут обеспечить сокращение потребления нефти более чем на 100 тысяч баррелей в день. Внимание к цепям поставок и политическая поддержка могут способствовать дальнейшей экономии.
Сокращать потребление нефти по силам не только правительствам
План для стран с развитой экономикой разработало Международное энергетическое агентство после начала полномасштабной агрессии России против Украины. Для каждой рекомендации есть расчет, каким образом она может уменьшить потребление нефти. Их можно использовать все или выборочно в дополнение к эмбарго для сокращения зависимости ЕС от энергоресурсов и расходов на них.
Авторы отмечают, что львиная доля спроса на нефть приходится на транспорт, поэтому предложенные меры сосредоточены на том, как мы добираемся от пункта А до Б. Способ реализации зависит от обстоятельств каждой страны – ее энергетических рынков, транспортной инфраструктуры, социальной и политической динамики и других аспектов.
МЭА готова поддержать все страны в разработке и оптимизации мероприятий. Там отметили, что сокращение спроса на нефть зависит не только от национальных правительств. Некоторые меры можно предпринять на региональном или местном уровнях власти или просто добровольно выполняться гражданами и компаниями. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)