Уже в июле, по оценкам экспертов, месячные объемы импорта горючего на внутренний рынок могут быть равны тем, которые были в январе.
Это еще не означает полного возвращения довоенного состояния. Потому что потерю внутреннего производства внешние поступления пока не компенсируют. Но это значит, что от шока рынок отошел. Если в марте в Украину удалось ввезти едва 50 тыс. т горючего, то в июне – более 500 тыс. т. И есть варианты, как эту цифру еще немного увеличить.
До войны Украина потребляла около 12 млн. т нефтепродуктов в год. Грубо говоря, 1 миллион тонн в месяц. Из годового общего объема более 7 млн. т приходилось на дизельное горючее, остальные – в более или менее равных пропорциях делилось между бензинами и сжиженным газом. При этом импортозависимой Украина всегда была. Но не настолько, как сейчас. И в каждом сегменте эта зависимость проявлялась по-разному. В частности, если брать 2021 г., то почти половина потребностей в бензине закрывалась за счет украинских производителей – Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ. Еще более 40% бензинов завозилось из Беларуси. На рынке ГП украинский продукт покрывал лишь 15% потребления. 60% обеспечивали Беларусь с Россией, еще 25% – другие государства. В конце концов, в секторе сжиженного газа основными поставщиками были РФ (31%), Казахстан (22%) и Беларусь (15%). Украинский продукт составил не более 20%.
Резюме по всей этой статистике таково: до 90% всего импортного горючего в прошлом году Украина получала либо от нынешних государств-агрессоров (России, Беларуси), либо транзитом через их территорию. Разумеется, эти пути закрылись уже 24 февраля. А в марте ракетные удары вывели из строя Кременчугский НПЗ. “Шебелинка” в Харьковской области остановилась сама, что все равно не спасло ее от обстрелов. Блокирование всех черноморских портов Украины сделало невозможным поступление танкерных партий нефтепродуктов. Хотя до войны этот маршрут и без того не был особенно популярен, из-за более дорогой логистики по сравнению с другими вариантами. Таким образом, уже к середине марта-2022 Украина осталась почти полностью отрезанной от всех традиционных источников поставки горючего.
Первый вице-премьер и министр экономики Украины Юлия Свириденко назвала одним из экономических чудес весны то, что удалось наладить поставки нефтепродуктов на украинский рынок. “Пусть россияне свирепствуют, что все эти ракеты не смогли отрезать Украину от поставок горючего”, – подчеркнула она. Но если заглядывать в послевоенную перспективу, то РФ и Беларусь сами отрезали себя от украинского рынка. И для Мозырьского НПЗ в Белоруссии это может стать постепенно экономической катастрофой. До войны свыше 30% готовой продукции он отгружал на украинский рынок. Наши операторы охотно брали этот ресурс, потому что он качественный, недорогой и с коротким логистическим плечом в Киев. Выходило на 20-30% дешевле, чем покупать в Европе. Но сейчас фактор цены уже не суть важен. Мозырский завод на годы лишился украинского рынка сбыта. И как следствие,
В конце концов, Украине нечего беспокоиться о стагнации Мозырского НПЗ. Просто надо понимать, что старую карту бензиново-дизельных потоков можно смело отдавать в разгар. Новая, хоть и рисовалась в спешке, но сохранится надолго. К тому же здесь речь идет не только о солидарной помощи Украине, но и об экономической выгоде. Например, крупнейший польский нефтяной концерн Orlen за счет овладения украинским рынком сбыта может дополнительно зарабатывать от 100 млн. до 300 млн. USD в год.
Итак, откуда горючее прибывает в Украину сейчас. Свежую статистику обнародовал директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн во время международной конференции Fuel for Ukraine, которая состоялась 28-29 июня в Варшаве. За апрель-июнь текущего года Украина получила 258 тыс. т горючего из Польши и 214 тыс. т горючего из Румынии. Но вклад последней даже больше, учитывая, что еще более 100 тыс. т получено из Молдовы – а это также преимущественно румынский продукт. Болгария, Словакия, Литва. Венгрия тоже помогали насыщать украинский рынок, но их вклад меньше. Благодаря этим общим усилиям, как уже упоминалось выше, июньский объем поступлений в Украину превысил 500 тыс. т. По словам Сергея Куюна, это означает, что мы приближаемся к наполнению рынка, но если представится хотя бы один из источников, у нас снова начнутся проблемы.
Учитывая это, перед Украиной стоят сейчас две задачи – расширить пропускную способность западной границы и привлекать дополнительные/альтернативные/запасные источники приобретения горючего. Ни украинская, ни европейские железные дороги не были готовы к столь масштабным перевозкам нефтепродуктов в вагоноцистернах на украинском направлении. А еще добавим сюда разную ширину колеи. И тот факт, что на февраль большинство транспортных компаний уже законтрактовали использование своего подвижного состава на год вперед. В первые месяцы войны это повлекло за собой логистический коллапс у западных границ Украины. Даже если тебе удалось приобрести горючее, твой эшелон мог просто застрять в очередях. Именно поэтому украинские трейдеры были вынуждены переориентироваться на завоз продукта из приграничных районов сопредельных государств в автомобильных цистернах. Это менее выгодный, но более мобильный вариант. Хоть и он был не из легких. До войны на рынке эксплуатировалось около 1000 топливовозов. При новых обстоятельствах потребность в них возросла до 4000 единиц. К концу весны удалось собрать уже примерно 2000 тысяч, учитывая экстренную закупку новых автоцистерн и перепрофилирование ранее возивших битум, спирт или даже молоко.
Еще одна проблема лежит не на нашей стороне. Речь идет о нехватке в соседних государствах ЕС терминалов для перевалки нефтепродуктов в восточном направлении и временного их накопления, пока заказчики будут вывезены. Особенно это касается бензинов. К примеру, Мажейкяйский НПЗ (Литва) потенциально мог бы производить под заказ Украины более 1 миллиона бензинов в год. Но такие намерения упираются в транспортные сложности. Во-первых, этот поток теперь вынужден огибать Беларусь, соответственно путь в Киев становится вдвое длиннее. Во-вторых, единственный терминал на маршруте, который мог бы справиться с этими объемами, задействован под дизтопливо. Как результат, из Литвы за апрель-июнь удалось импортировать всего 5 тыс. тонн нефтепродуктов.
Что касается следующих шагов к диверсификации, то, по мнению Сергея Куюна, еще достаточно большой потенциал для увеличения экспорта в Украину Польша. Некоторые трейдеры прогнозируют, что уже в ближайшее время из Польши в Украину будет заходить 1 млн. т сжиженного газа. Это почти половина наших потребностей. В дальнейшей перспективе Украина может закупать и часть этого продукта из США и Ближнего Востока через балтийские газовые терминалы в Польше.
Еще один интересный регион – Адриатика. Заместитель министра энергетики Украины Николай Колесник считает, что поставщиком горючего в Украину может стать Хорватия. По его словам, предварительные переговоры с местными чиновниками уже проведены. Но сейчас в стране в разгаре туристический сезон, поэтому поделиться ресурсом она не готова. Но после его окончания можно надеяться на партии нефтепродуктов по адриатическому направлению.
Крупнейший топливный хаб Европы ARA объединяет нидерландские и бельгийские порты (Амстердам-Ротердам-Антверпен). Пробные партии горючего оттуда уже пришли в Украину. Но там логистика еще более сложная. Нужно тянуть единую цепочку через Бенилюкс, Германию и Польшу – и всюду существуют свои технологические и юридические нюансы. Правда, представитель Федерального министерства экономики и защиты климата Германии Ульрих Бентербуш на форуме Fuel for Ukraine пообещал украинским компаниям содействия. “Условно, если нужно на полчаса задержать движение пассажирских поездов, чтобы пропустить эшелон с горючим для Украины, мы готовы это отрабатывать”, – заявил он. Однако, зная германскую бюрократию, не стоит на это слишком полагаться.
Не очень пока ладится и сотрудничество с Венгрией по вопросу реверса нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”, конечная точка которого заходит на венгерскую территорию. Украинский участок этой трубы национализирован. Венгерской управляет крупнейший нефтяной концерн страны MOL. Переговоры между ним и НАК “Нафтогаз Украины” пока не привели к согласию и объемам и механике. И, похоже, проблема здесь даже больше в политике, чем в экономике. Хотя поиск компромисса продолжается. И председатель правления “Нафтогаза” Юрий Витренко еще надеется, что его компания станет одним из крупнейших импортеров горючего в Украину.
На что надеяться украинским водителям в ближайшие месяцы? Июль, если не будет каких-либо масштабных разрушений инфраструктуры, внутренний рынок должен пережить спокойно. Без излишеств, но в режиме разумной бережливости. В конце концов, по объективным причинам потребление нефтепродуктов в Украине сейчас на 15-20% ниже.
К августу-сентябрю стоило бы несколько нарастить запас, потому что в этот период на европейских рынках традиционно наблюдается сезонный пик спроса. И объемы продаж склонны расти на 20-30%. В такой ситуации, вероятно, правительства государств ЕС могут принимать определенные ограничения на вывоз горючего, как это уже, например, сделала Венгрия или регулирование цен, к которому временно прибегла Хорватия. С другой стороны, есть ожидание, что из-за рекордно высоких цен на горючее традиционного скачка спроса в этом году в Европе не будет. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)