Почему через два года в Казахстане может возникнуть дефицит товарного газа, как ускорить газификацию страны и почему действующая модель ценообразования угрожает газовой нацкомпании дефолтом – об этом рассказал председатель правления АО “Национальная компания “QazaqGaz” Санжар Жаркешов.
Спрос на газ растет
“Дефицита газа в Казахстане с точки зрения извлекаемых запасов нет: их у нас 3,8 трлн. куб. м, и этого хватит на 100 лет. Вопрос в том, что эти запасы нужно извлекать, перерабатывать и делать товарный газ. Поэтому когда речь идет о потенциальной нехватке, то имеется в виду товарный газ, его дефицит может возникнуть уже в 2023-2024 гг.”, – поясняет Санжар Жаркешов.
Текущее потребление газа в Казахстане, по словам спикера, составляет 21 млрд. куб. м в год, к 2030 г. увеличится до 38 млрд. куб. м. Идет газификация страны. В Казахстане реализуются мегапроекты в области газохимии (в частности, первый интегрированный газохимический комплекс в Атырауской области – F) – это новые большие потребители газа. Кроме того, газ становится важным ресурсом в энергопереходе и ESG. Все больше инвесторов, готовых создавать в стране какие-либо производства, хотят использовать газ, а не уголь. И, согласно исследованию Министерства энергетики, проведенному в 2017 г., к 2050 г. 25-30% генерации электричества в Казахстане должно осуществляться за счет газа.
Тарифы сжигают экспортный “жирок”
Спрос на товарный газ в Казахстане экспоненциально растет. Но действующее ценовое и тарифное регулирование может привести к дефициту этого топлива. Закупочная цена на газ для недропользователей, оптовая цена, по которой голубое топливо у нацкомпании покупает любая газораспределительная организация, будь то частная компания или “КазТрансГаз Аймак”, а также тарифы на транспортировку и хранение газа в подземных хранилищах утверждаются государством. В настоящее время расценки на 1000 куб. м таковы: закупочная цена – 13750 тенге, транспортировка – 11459 тенге, оптовая цена – 14327 тенге.
“Себестоимость газа получается 25 тенге за кубометр. Нам говорят продавать (на внутренний рынок – F) по 14 тенге за “куб”. С каждого “куба” мы теряем 11 тенге. Внутренние убытки, связанные с поддержанием низких тарифов для потребителей, субсидируем за счет “сжигания жирка” от экспортной выручки (экспортная цена на газ, поставляемый из Казахстана в Китай, привязана к ценам на нефть марки Brent). Из-за этого наш прогнозный убыток на 2022-2023 годы оценивается в 184 млрд. тенге. За последние пять лет накоплено 587 млрд. тенге убытков. К 2026 г. будет 1 трлн. тенге”, – говорит топ-менеджер.
В прошлом году Казахстан в целом экспортировал 7,2 млрд. куб. м газа. По прогнозам, представленным в комплексном плане развития отрасли, в 2022 г. экспорт может составить 5,19 млрд. куб. м, в 2025-м – практически минус 2 млрд. куб. м. Санжар Жаркешов поясняет, что добытчики не хотят добывать больше из-за того, что им это невыгодно – закупочная цена ниже себестоимости. При этом, с одной стороны, есть внутреннее потребление, и оно растет. А с другой стороны, есть экспортные обязательства, которые необходимо исполнять (за последние пять лет поставки в Китай, например, выросли в четыре раза – с 1,5 млрд. куб. м до 5,9 млрд. куб. м), и нацкомпания сейчас для этого даже прорабатывает вопросы импорта из соседних стран. “Газовая отрасль находится в кризисе”, – подводит итог спикер.
Кому газ подороже?
Для вывода газовой отрасли из кризиса необходимо решить проблемы ресурсной базы (например, QazaqGaz ведет доразведку на своей Амангельдинской группе месторождений в Жамбылской области и, пользуясь приоритетным правом, планирует взять в разработку десять новых газовых проектов). Также необходимо решать проблемы газотранспортной системы (она изношена на 70%). И провести реформу ценообразования: оно, как говорит Санжар Жаркешов, должно стать социально справедливым.
Сейчас в Казахстане определены девять категорий потребителей товарного газа, список предлагается расширить до 11. “Майнеры и промпредприятия должны платить больше – по справедливой цене: у них есть маржинальность, они могут позволить себе покупать газ подороже. К населению нужен отдельный подход”, – поясняет Санжар Жаркешов. В комплексном плане развития отрасли указывается, что к новым категориям потребителей, “способным платить рыночную цену за газ”, хотят отнести майнеров криптовалют и новых крупных промышленных потребителей. Цена для них будет формироваться по принципу “нетбэк от экспорта”.
Какие именно тарифы на газ, по мнению топ-менеджера, можно будет считать справедливыми – на этот вопрос ответа пока нет: нацкомпания, Минэнерго и МНЭ еще будут его прорабатывать. Другой вопрос – готовы ли будут потребители покупать газ по обновленным – более высоким – тарифам. “Многие говорят: мы бизнес, добросовестные потребители, у нас определенная маржа, мы не можем себе позволить платить за топливо больше. Но мы (нацкомпания – F) не виноваты в том, что из-за госрегулирования дешевый газ получают все. Некоторые предлагают оставить цены прежними. Но тогда дальнейшая газификация оказывается под вопросом. Более того, уже существующие потребители рискуют остаться без газа. Вопрос критический”, – считает собеседник. Он добавляет, что для потребителей из социально уязвимых слоев населения цену на газ снизили на 20%; пилотный проект был запущен в Уральске и Таразе, с 1 июля его масштабировали по всей стране.
Получат ли все потребители газ?
В 2021 году 53,07% потребителей имели доступ к природному газу, к 2030 году охват должен увеличиться до 65%. Генеральную схему газификации РК, рассчитанную на 2015-2030 годы, планируют до конца этого года актуализировать.
По словам главы нацкомпании, нигде в мире нет 100-процентной газификации, поскольку строительство магистрального газопровода в любой большой стране, в которой есть малонаселенные регионы, “не всегда рентабельно”. Поэтому “не факт, что Казахстан когда-нибудь будет полностью покрыт магистральными газопроводами”.
“Мы сейчас думаем про СПГ – сжиженный природный газ. Европа сейчас переходит на СПГ из Катара, Малайзии, других стран, он без проблем перевозится цистернами. Назарбаев Университет, например, полностью отапливается таким топливом: его привозят из России, у них установлены регазификаторы (для преобразования газа из жидкого состояния в газообразное – F). Для газификации северных и восточных регионов Казахстана мы серьезно думаем об этой технологии как о промежуточном решении. Уже есть готовый инвестор”, – говорит Санжар Жаркешов.
Как ускорить газификацию в стране?
Что касается подключения частных потребителей и высокой стоимости этой услуги, то, как поясняет топ-менеджер, здесь проблема заключается в “последней миле”. Распределительные сети внутри населенных пунктов строят местные исполнительные органы, затем передают их на баланс нацкомпании, и это, как говорит спикер, “семь кругов ада”: объекты “не всегда построены качественно”, из-за этого срок сдачи на баланс увеличивается.
После этого газ необходимо провести от калитки до конфорки. “Агентство РК по защите конкуренции приняло решение отдать это частному рынку, чтобы строительно-монтажные компании могли заработать. Идея правильная. Но частники монополизировали рынок – и цены взлетели. Раньше, когда “последней милей” занимались мы, стоимость составляла 130 тыс. тенге, сейчас – 350-400 тыс. тенге. И это только строительно-монтажные работы. А нужно еще купить котел, дополнительное оборудование. Не каждый потребитель осилит заплатить за это от 800 тыс. до 1 млн. тенге”, – считает Санжар Жаркешов. Он говорит, что QazaqGaz готов снова зайти на этот рынок, при этом строительно-монтажные работы так же будут отдаваться частным компаниям, но по фиксированной стоимости. Это позволит “уронить цены” для потребителей, ускорить газификацию страны и сконцентрировать ответственность на одном игроке. Частные компании, готовые работать в таком формате, есть. И пока АЗРК дало нацкомпании временное разрешение на это, пилотный проект запущен в Нур-Султане и Караганде. (Елена Тумашова, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)