Полномасштабная война в Украине спровоцировала скачок экспорта нефти из США в Европу, пытающуюся избежать покупки российских нефтепродуктов, пишет The Wall Street Journal.
“Экспорт нефти снова стал источником финансового влияния и геополитического могущества Штатов”, – говорится в статье.
По данным компании по отслеживанию движения судов Kpler, с февраля 2022 г. объем среднемесячных морских перевозок грузов на континент вырос на 38% по сравнению с предыдущим 12-месячным периодом. Танкеры стали перевозить больше нефти в Германию, Францию и Италию, а также в Испанию, которая за этот период увеличила закупки примерно на 88%.
Поставки нефти из Мексиканского залива в Европу в январе Kpler оценивали на уровне 1,53 млн. баррелей в сутки (б/д). Таким образом, ЕС в последние месяцы является большим пунктом назначения для американской нефти, чем Азия.
Сланцевый бум вновь сделал США крупным производителем нефти, а рост экспорта знаменует последнюю веху в возрождении страны как влиятельного игрока на энергетическом рынке после многих лет ослабления.
“Америка снова заняла доминирующее положение в мировой энергетике с 1950-х годов, – считает историк энергетики заместитель председателя S&P Global Дэниел Ергин. – Энергетика США сейчас становится одной из основ европейской энергетической безопасности”.
Увеличивающийся разрыв в цене между европейской и американской нефтью превратил трансатлантические поставки в прибыльный бизнес для нефтетрейдеров и все чаще спекулянтов, отмечает WSJ. Добыча Великобритании и Норвегии на нефтяных месторождениях в Северном море давно сокращается, что поддерживает на высоком уровне котировки марки Brent, которые инвесторы считают основным мировым индикатором.
В то же время, в 2022 г. США добывали близкие к рекорду 11,9 млн. б/д, согласно данным Минэнерго страны. Рекордные объемы производства прогнозируются в этом и следующем году.
Это способствует снижению цен на американскую нефть и увеличивает разницу между котировками Brent и WTI, отмечает Гас Васкес из Argus Media.
Обрушившиеся на США зимние штормы привели к приостановке работы ряда нефтеперерабатывающих заводов, в результате чего многие из них не могут перерабатывать столько нефти, сколько обычно. Сбой привел к увеличению внутренних запасов, на 9% превышающих средний показатель за последние пять лет. “Если мы не экспортируем эти баррели, нам нечего с ними делать”, – сказал Васкес.
Нефтетрейдеры обычно считали стоимость WTI на $3-4 за баррель ниже Brent достаточной скидкой для покрытия транспортных расходов на поставки в Европу и других расходов. Этот спрэд резко увеличился после начала полномасштабной войны России против Украины, иногда превышая $10 за баррель, поскольку экономический конфликт между Москвой и Западом привел к нарушению судоходных путей и увеличению спроса на танкеры.
В пятницу, 24 февраля, этот спрэд составлял $6,84 за баррель, по данным Dow Jones Market Data. Эта разница подталкивает все больше трейдеров к поставкам нефти из сланцевых регионов страны, таких как Пермский бассейн в Техасе, по трубопроводам на побережье Мексиканского залива, откуда она экспортируется морем, пишет WSJ. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)