Российские власти готовятся резко снизить требования к качеству бензина во избежание дефицита после массовой остановки крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за ударов украинских дронов и плановых ремонтов.

Вместо стандарта “Евро-5”, действующего в России с 2016 г., НПЗ могут разрешить выпускать бензин, который по отдельным параметрам соответствует классу “Евро-3”, введенному ЕС в 1999 г., а Россией – в 2008-м.

Минэнерго страны направило соответствующие запросы нефтезаводам, рассказали Reuters три источника в отрасли. По словам одного из них, вопрос подняли еще в марте, когда из-за налетов БПЛА стали установки по переработке нефти на нижегородском НПЗ “ЛУКойла” и трех крупных НПЗ “Роснефти”. Ситуация усилилась в апреле, когда из-за паводка объявил форс-мажор Орский НПЗ компании “Фортеинвест”.

Цель снижения требований – “создать наработку для дополнительного выпуска бензина”, говорит источник Reuters. По словам другого собеседника агентства, НПЗ могут позволить поднять долю ароматических соединений в бензине с 35% до 42%, долю этилового спирта – с 5% до 10%.

Кроме того, рассматривается возможность добавлять к бензину монометиланилин (ММА) – токсичную добавку, запрещенную в ЕС.

По оценке источников Reuters, ослабление требований к уровню ароматики в бензине может сразу обеспечить прирост выпуска до 5%, разрешение ММА позволит получить дополнительно около 5%. Таким образом, НПЗ смогут нарастить выпуск на 10%, или 300-350 тыс. тонн в месяц.

Еще больше бензина можно было бы производить, если Минэнерго РФ уменьшит требования к содержанию серы, говорит собеседник Reuters. В рамках стандарта Евро-5 ее должно быть не более 10 частей на миллион (10 ppm), а Евро-3 допускает 150 ppm. “Бензина гораздо больше можно было бы предложить, – объясняет источник агентства. – Только потом назад до 10 ppm емкости придется долго чистить, так что не хотят”.

За три недели марта, по данным Росстата, производство бензина в России обвалилось на 10%, а спад в годовом выражении достиг 14%. Чтобы избежать дефицита, власти РФ обратились за помощью к Беларуси и Казахстану. С первой была достигнута договоренность о закупке 100-150 тыс. тонн бензина в месяц, а со второй – о создании резерва на 100 тыс. тонн.

Источники Reuters отмечают, что ситуация на российских НПЗ сулит дефицит топлива. Уже “в мае у России может не хватить бензина для внутреннего рынка”, отмечает один из собеседников агентства.

По его словам, ответом властей может стать ужесточение действующего с 1 марта запрета на экспорт бензина: оно может быть распространено в частности на страны ЕАЭС. (Enkorr)

Добавить комментарий