Правительство нашло способ увеличить поступления в госбюджет через повышение акцизов на топливо. Что это даст стране и как повлияет на автовладельцев?
С июля цены на горючее на АЗС могут снова поползти вверх. Так будет, если Верховная Рада поддержит правительственный законопроект об увеличении акцизных налогов на нефтепродукты. Эксперты не сомневаются, что в условиях огромного дефицита государственного бюджета и роста потребностей в финансировании обороны страны этот документ депутаты непременно примут.
Почему правительство предлагает пересмотреть акцизы на топливо и как это отразится на стоимости бензина, дизтоплива и сжиженного газа?
Как вырастут акцизы
В конце марта Кабинет министров принял проект закона, которым предлагается поэтапное повышение акцизов на все виды горючего. Рост размера их ставок растянут во времени и будет проходить пятью этапами: первый должен состояться в июле 2024 г., последний – в 2028 г.
Согласно предложению правительства, в 2024 г. акциз с каждой тысячи литров бензина должен подорожать на 29,1 евро, дизтоплива – на 38,1 евро, сжиженного газа – на 3,6 евро. После этого запланировано еще четыре этапа повышения, каждый из которых – примерно на аналогичные суммы.
Почему такая инициатива появилась именно сейчас? Чиновники говорят, что это один из необходимых шагов на пути к членству в Европейском союзе.
“Просмотр акцизов обусловлен необходимостью приближения национального законодательства к законодательству Евросоюза, что актуально с учетом получения Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС”, – объясняют в Минфине.
Еще одна причина – необходимость наполнения госбюджета. “Все происходит под эгидой евроинтеграции, но, так или иначе, упирается в деньги. Это логично, потому что налоги – это деньги, деньги – это оружие, оружие – это оборона”, – говорит основатель транспортной группы компаний и сети АЗС “Прайм” Дмитрий Леушкин.
По расчетам Минфина, после принятия этого закона от продажи горючего бюджет будет дополнительно получать около 1,6 млрд. грн. в месяц. Из них 1,3 млрд. грн. – от акцизного налога, еще 292 млн. грн. – от налога на добавленную стоимость.
“Это важно для поддержки безопасности страны, ведь все собственные поступления устремляются на сектор безопасности и обороны”, – объясняют в Минфине. Если с последним все понятно, то тезис о необходимости срочного приведения ставок к минимальному европейскому уровню вызывает у участников рынка вопросы.
Что с налогами в ЕС
Кабмин объясняет пересмотр ставок акцизов до “минимального европейского уровня” необходимостью имплементировать директиву Евросоюза. Впрочем, как отмечает директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, евродиректива – это только рекомендация.
По его словам, нет никаких четких требований к имплементации именно такого уровня акцизов. Например, в Польше и Венгрии, которые являются членами ЕС уже более десяти лет, акцизы на бензин и дизтопливо ниже, чем отмечено в евродирективе. В Бельгии, Испании и Хорватии ниже акциз на автогаз. В Бельгии он вообще нулевой, а на бензин – один из самых высоких в ЕС: 600 евро за тыс. л.
“Каждая страна устанавливает свои ставки, опираясь на особенности потребления и экологическую повестку. Поэтому повышение акцизов должно учитывать возможности населения и потребности бюджета. Необходимо стремиться к справедливости в налогообложении, чтобы покупатели бензина не платили в четыре раза больше потребителей автогаза, и в полтора раза больше – за покупателей дизеля”, – считает Куюн.
В то же время аналитик Консалтинговой компании “Нафторынок” Александр Сиренко считает, что правительственная инициатива не ко времени.
“Я удивлен, что нас так торпедируют с имплементацией этой директивы. Мы еще не в Евросоюзе. Лучшая аргументация – это то, что экономика сейчас не работает. Если бензины, дизтопливо и сжиженный газ будут дальше дорожать, то это плохие новости для экономики. Сейчас нам налоги повышают, будто у нас нет войны, будто мы не зависим от денег международных партнеров”, – заявил эксперт.
Шансы на повышение акцизов
Мнения опрошенных ЭП экспертов и участников рынка по поводу перспектив принятия законопроекта разделились. “Думаю, примут. Это правительственная инициатива, значит просчитанная и оговоренная. Верховная Рада – это техническая история “, – говорит Сиренко.
Леушкин с ним соглашается. “Шансы закона пройти в парламенте достаточно высокие. Лоббируют проект во всех инстанциях и вроде бы сопротивления в Раде нет. Все, что связано с привлечением денег в бюджет, сейчас “заходит на ура”, потому что деньги – это наша оборона. Внесут в зал парламента где-то в мае”, – прогнозирует он.
Куюн же в скорейшем принятии закона сомневается. “Кабмин две недели не подает проект в парламент. Приняли, но, похоже, еще возникают вопросы. Инициатива действительно кривая. Если просматривать акцизы, то надо делать это более справедливым способом”, – заявляет директор “Консалтинговой группы А-95”.
При этом эксперт по энергетике Геннадий Рябцев не исключает, что рассмотрение этого вопроса могут перенести на 2025 г.
Что будет с ценами на горючее
Если парламент примет изменения в ближайшие два месяца, первый пересмотр акцизов может состояться в начале июля. Следом за ним вырастут цены на заправках. Каким будет повышение – зависит от запасов горючего, которое трейдеры завезут со старыми налогами (акцизный сбор уплачивается при пересечении границы).
“Сети в таких случаях действуют классически: повышают цены, продавая при этом завезенное ранее топливо. Это может занять полтора месяца, после чего цены стабилизируются с учетом нового акциза”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.
Какие могут быть новые цены? По оценкам Куюн, стоимость бензина на первом этапе просмотра акцизов вырастет на 1,5 грн. за л, дизельного горючего – на 1,2 грн. за л, а сжиженный газ подорожает примерно на 10 коп за л. ” От полутора до двух грн. будет рост на бензин и дизельное топливо, автогаз может подняться в пределах нескольких десятков копеек”, – соглашается Рябцев.
Что произойдет с ценами в долгосрочной перспективе после всех этапов повышения акцизов? Просмотр разбит на пять почти одинаковых шагов. Несмотря на это, сейчас сложно рассчитать будущую стоимость горючего, поскольку она будет зависеть от актуального на тот момент курса евро и мировых цен на нефтепродукты.
“Если отталкиваться от текущего курса евро, то все пять этапов означали бы подорожание литра дизтоплива на 7,3 гривны, бензина – на 9,6 гривны. В то же время сжиженный газ подорожал бы на 90 копеек за литр”, – подытожил Куюн. (Николай Топалов, Epravda.com.ua)