С первых лет независимости Украины у горняков из урановых шахт было две проблемы: дефицит государственных инвестиций в добычу и потеря денег на посреднических услугах структур Николая Мартыненко. Но дело наконец-то начало отходить от устоявшегося расклада.
Появился третий барьер: фаворит производства урановой руды – ВостГОК – оказался на грани производственного паралича. Заработать на этой проблеме может скромная компания “Атомные энергетические системы Украины”, в фонд которой могут перейти рудные поля комбината. Реализация этой рокировки откроет перед командой главы МВД Арсеном Аваковым перспективу выхода на новый уровень бизнеса.
История сегодняшней главной проблемы ГП “Восточный горно-обогатительный комбинат” началась на ровном месте: предприятие не смогло получить от Госгеослужбы согласия на пролонгацию действия своих спецразрешений.
Сначала к этому формальному отказу никто серьезно не относился. Во-первых, потому что до истечения срока “старых” спецразрешений на тот момент оставалось еще целых полгода. Во-вторых, отказ Геослужбы был вполне мотивированным – в пакете поданных документов не доставало согласия местной власти на работу ГП.
Комбинат быстро исправил ошибку, но этого оказалось недостаточно: все последующие запросы также остались неудовлетворенными. Вот и получилось, что к моменту, когда в ВостГОКе поняли, что с ними играют в “футбол”, срок действий лицензий истек, и госпредприятие благополучно оказалось заблокированным: Ингульская шахта потеряла право на ведение горных работ на Центральном и Мичуринском месторождениях, а Смолинская – на Ватутинском.
Таким образом, в распоряжении ВостГОКа осталось только одно из четырех – Новоконстантиновское – месторождений урановых руд. Но толку от этого было мало, поскольку шахта на базе этой площадки не добывает руду в промышленном масштабе – она только строится.
Дальнейшие события развивались классически. Юристы ГП обратились в Днепропетровский окружной административный суд с просьбой обязать Госгеослужбу принять решение о пролонгации участков. А сотрудники парализованного комбината взялись за протесты в Киеве. Один из них прошел под центральным офисом Госгеослужбу, но толпа явно пришла не по адресу. Просто потому что автор проблем ВостГОКа сидит совсем в другом офисе.
По данным источников UAprom, речь идет о ближайшем окружении Арсена Авакова. Эта параллель проведена на основании двух фактов. Первый: блокада комбината была запущена во времена управления Госгеослубой Николаем Бояркиным, который долгое время сохранял за собой пост только благодаря воле соратника Авакова Арсения Яценюка. Второй: параллельно конфликту между ВостГОКом и Госгеослужбой был запущен процесс становления нового игрока в сфере добычи урановой руды – ООО “Атомные энергетические системы Украины”.
Весной этого года компания получила от Госгеослужбы лицензии на геологическое изучение и разработку сразу четырех ураносодержащих участков: Сурской площади, Новогуровского участка (Днепропетровская обл.), Сафоновского участка и Михайловской площади (Николаевская обл.). Все эти лицензии выданы на внеконкурсной основе, но это никого не должно особо удивлять. Ну, хотя бы потому, что среди основателей “Атомных энергетических систем” есть Роман Дружбин – бизнес-партнер Александра Павлюченко (в рамках ООО “Центральная нефтегазотранспортная компания”), который известен как помощник депутата от партии “Народный фронт” Игоря Котвицкого, считающегося “кошельком” Арсена Авакова. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)