Главным мировым событием 24 ноября стало согласие Ирана замедлить свою ядерную программу в обмен на послабление экономических санкций. В Исламской республике празднуют победу, а Израиль назвал соглашение “исторической ошибкой”.

Госсекретарь США Джон Керри и дипломаты пяти мировых держав – Китая, Британии, России, Франции и Германии – на протяжении семи дней вели напряженные переговоры с Ираном по ядерной программе.

В итоге в ночь с субботы на воскресенье, 24 ноября, в Женеве была подписана историческая сделка, которую называют прорывом в десятилетней ядерной конфронтации и 35-летней заморозке дипломатических отношений между Ираном и США.

“Женевское соглашение – это первый шаг, сделавший мир безопаснее”, – резюмировал в официальном заявлении Госдепартамент США.

По словам президента Штатов Барака Обамы, сделка поможет предотвратить появление у Тегерана ядерного оружия. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также назвал соглашение безусловным успехом, поблагодарив всех участников переговоров.

“Заключенное соглашение продемонстрировало, как настойчивая дипломатия и жесткие санкции могут совместно помочь нам защитить наши национальные интересы”, – поприветствовал сделку премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон.

Иран взял на себя обязательства остановить работы над ядерным реактором в Араке, способным производить оружейный плутоний, и предоставить инспекторам МАГАТЭ ежедневный доступ к заводам в Фордо и Натанце.

Также страна обязалась в течение полугода не устанавливать новые центрифуги на заводе в Фордо и не использовать центрифуги в Натанце. Кроме этого Иран должен будет за шесть месяцев уничтожить весь имеющийся запас обогащенного до 20% урана, количество которого оценивается в 200 кг.

Уровень в 20% считается минимально подходящим для создания ядерного оружия. Ранее основной претензией Запада к Ирану было то, что уровень обогащения превышает потребности мирной атомной энергетики.

Взамен на ослабление ядерной программы Тегеран будет вознагражден снятием части экономических санкций, сильно навредивших экономике Ирана. В завершившемся в марте финансовом году экспорт иранской нефти сократился до минимального уровня с 1990 г., экономический спад в стране составил 5%, инфляция достигла 40%, а национальная валюта – реал, подешевела более чем на 50% из-за ограничения доступа страны к мировым финансовым рынкам.

Соглашение с Западом облегчит экономическое давление на Иран, в результате чего выгода Исламской республики составит $7 млрд.

Ирану разрешено сохранить большую часть существующей атомной инфраструктуры, включая производственные мощности, пригодные для разработки ядерного оружия. Это сильно разочаровало Израиль.

“Это плохое соглашение. Оно дает Ирану возможность при частичном снятии санкций поддерживать значительную часть своей ядерной программы. Санкции позволяли Западу заключить сделку на более выгодных условиях”, – заявил премьер-министр Ирана Биньомин Нетаньяху.

Накал конфронтации между Ираном и Западом достиг пика при предыдущем президенте Исламской республики Махмуде Ахмадинежаде, применявшем агрессивную риторику в отношении США и частые угрозы стереть Израиль с лица земли.

Его высказывания вызвали глобальное осуждение и обещания лидеров Израиля остановить иранскую ядерную программу превентивным военным ударом. В июне 2013 г. Иран возглавил более мягкий и прагматичный президент Хассан Рогани, пообещавший вести более “умеренную и справедливую” политику.

Если в течение шести месяцев Иран выполнит взятые в Женеве обязательства, стороны выработают более комплексный и долгосрочный вариант договора по ядерной программе. Уже к лету с Ирана могут быть сняты все экономические санкции, наложенные международным сообществом.

Иран – второе по размеру экономики (после Турции) государство исламского мира. В нем проживает 77 млн. человек, около 65% которых – персы, 15% – азербайджанцы, 10% – курды, 6% – луры. Примерно 90% населения исповедуют ислам шиитского толка. Экономика Ирана базируется на добыче и экспорте нефти. ВВП Ирана по паритету покупательной способности в пересчете на единицу населения составляет $13 тыс., что на 70% больше, чем в Украине. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)