Крупные запасы нефти Африки сосредоточены в основном в Ливии, Нигерии, Алжире, Анголе. Центр энергетической экспертизы публикует материал к.э.н, директора АНО “Центр перспективного анализа и стратегических исследований” Евгения Гниломедова о перспективах участия российских компаний в нефтегазовых проектах в Восточной Африке.

На фоне обострения борьбы за перспективные рынки сбыта и поиск новых путей развития бизнеса, все больше компаний из различных стран мира обращают свое внимание на африканский континент. Особый интерес к данному региону можно наблюдать со стороны крупных энергетических холдингов. Однако в условиях, когда плотность присутствия иностранного бизнеса в некоторых районах и государствах Африки уже довольно высока, остается территория Восточной Африки, инвестиции в которую могут принести значительные дивиденды.

На сегодняшний день Восточная Африка представлена 20 государствами, крупнейшими среди которых являются Танзания, Эфиопия, Судан, Кения. Ни одна страна региона не относится к категории экономически развитых, более того, в 2016 г. 14 из них признаны ООН наименее развитыми в мире. Однако на фоне общей бедности и отсталости в ряде восточноафриканских государств рост ВВП в период 2007 – 2015 гг. превысил 6% (в Танзании – 6,6%, в Мозамбике – 7%) при среднем показателе по континенту 4,6%. Среди экономических лидеров региона можно выделить Эфиопию и Кению, среднегодовой темп прироста ВВП которых на протяжении последних 10 лет превышал 10%.

В целом Африканский континент располагает обширными запасами углеводородов (7,6% мировых запасов нефти, 7,5% – газа). Он обеспечивает около 9,1% мировой добычи нефти и 6,0% мировой добычи природного газа.

Крупные запасы нефти Африки сосредоточены в основном в Ливии, Нигерии, Алжире, Анголе (около 85% от общего показателя региона). Основные объемы добываемой нефти приходятся на Нигерию, Анголу, Алжир, Египет, Ливию (82,6% от общего показателя континента). Потребление нефти в Африке стабильно растет (одной из причин можно назвать высокий естественный прироста населения, особенно в таких странах Восточной Африки, как Кения, Мозамбик, Танзания, Уганда), но по-прежнему остается самым низким в мире. При этом основной объем потребления приходится на 3 страны: Египет, ЮАР и Алжир (в сумме – 48,9% потребления всего континента).

Среди производителей стран Восточной Африки в основных статистических обзорах указаны только Южный Судан и Судан, в других запасы и добыча незначительны. Однако в регионе активно ведется геологоразведка: Уганда (Кинг-Фишер), Кения (Южный Локичар), Эфиопия (Огаден), а также на шельфе Сомали в Индийском океане.

Если говорить о газе Африки, то наиболее крупные месторождения находятся в Нигерии, Алжире, Египте и Ливии (около 92,1% запасов региона). Информация о запасах природного газа в Восточной Африке в основных статистических обзорах не представлена. Однако в последние годы в регионе ведется активная геологоразведка. В Мозамбике и Танзании обнаружены месторождения, достигающие почти 5 трлн. куб. м. В то же время континент находится на последнем месте в мире по объемам потребления голубого топлива при значительных темпах прироста объемов потребления (2005 – 2015 гг. – 37,2%).

Описанные выше факты приводят к тому, что за последнее десятилетие значительно увеличился уровень конкуренции за участие в нефтегазовых проектах на континенте. В 2014 г. по данным ООН доля добывающих отраслей в совокупной стоимости трансграничных инвестиций в объявленные новые проекты в африканских странах составила 26%. Среди основных игроков можно выделить бывшие империи, предпринимающие попытки сохранить влияние на свои колонии, США, а также Китай, значительно увеличивший инвестиции в регион (2010 – 2015 гг. около 13 млрд. долл. США). В пятерку африканских торговых партнеров Китая (более 70% китайско-африканской торговли или 150 млрд. долл. США) входят Ангола, Южная Африка, Нигерия, Египет и лишь один представитель Востока Африки – Судан.

Учитывая сказанное, можно говорить о том, что территория Восточной Африки становится привлекательна для реализации различных нефтегазовых проектов. Перспективными с точки зрения обнаружения новых запасов углеводородов являются области к западу и востоку от озера Альберт, южное побережье Сомали и др. Кроме того, согласно оценкам Геологической службы США, крупные месторождения природного газа располагаются в прибрежных районах Кении, Танзании и Мозамбика.

Положительным фактором для участия в нефтегазовых проектах на территории Восточной Африки, включая не только добычу, но и генерацию, может стать наблюдаемое резкое увеличение численности населения региона, которое влияет не только на темпы экономического развития, но и на расширение рынка труда, удешевление рабочей силы и рост потребления энергетических ресурсов (в Африке проживает около 16,2% мирового населения, а потребление энергии составляет лишь 3,3% от мирового показателя). В то же время свыше 60% генерации континента сосредоточены в ЮАР, а более 200 млн. человек (80% населения) в Восточной Африке, в том числе в Эфиопии, Кении и Уганде не имеют доступа к электричеству.

Сложившийся дефицит внутреннего потребления энергетических ресурсов вероятнее всего будет устраняться за счет развития транспортной логистики из добывающих регионов в места потребления (к объектам генерации), а также к перерабатывающим предприятиям и портам (например, из Уганды в Кению и Танзанию). Участие в подобных проектах является перспективным направлением развития бизнеса на территории региона. Для их реализации возможно использование схемы “помощь в обмен на ресурсы”, применяемой Китаем и предполагающей финансирование строительства новых инфраструктурных объектов в обмен на добываемое сырье.

В настоящее время восточноафриканские государства за счет иностранных компаний стремятся организовать на своей территории не только разведку и добычу углеводородов, но и строительство перерабатывающих предприятий. Учитывая данный факт, а также открытие крупных месторождений, выгодное географическое положение с доступом к газовым рынкам Азии и Южной Америки, перспективными могут стать проекты строительства заводов СПГ в Мозамбике (Mamba development FLNG Project, Mozambique LNG Project) и Танзании (Tanzania LNG Project).

Существуют и многочисленные риски подобных проектов, связанные со следующими факторами:

– Политическая нестабильность и территориальные споры в Восточной Африке. Зачастую они связаны с районами, в которых обнаружены месторождения углеводородов (Судан, Кения и Эфиопия – идет борьба за Треугольник Илеми; Конго претендует на озеро Альберт, принадлежащее Уганде; Танзания, Кения и Сомали не могут определить морские границы и др.).

– Пробелы в законодательстве и высокий уровень коррупции, порождающие недобросовестную конкуренцию, а также сложности при реализации проектов и их удорожание.

– Отсутствие квалифицированной рабочей силы при требовании правительств восточноафриканских государств привлекать местные трудовые ресурсы, а также поставщиков товаров и услуг для реализации проектов (Мозамбик, Танзания, Кения и др.).

– Повышение привлекательности региона для компаний и инвесторов со всего мира, а также обострение конкурентной борьбы (например, в Мозамбике активность проявляют Anadarko, Buzi Hydrocarbon, Eni, Petronas, Sasol; в Танзании работают британские BG Group, Ophir Energy, Statoil и др.). (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий