В конце прошлой пленарной недели 21 сентября 2018 г. в Верховной Раде состоялись Комитетские слушания “100 дней работы обновленной НКРЭКУ. Стала ли Комиссия более профессиональной и независимой?”. Мероприятие состоялось при содействии и инициативе Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

Слушания вызвали небывалый ажиотаж среди всех причастных к энергетической отрасли Украины. В мероприятии под председательством и. о. главы Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александра Домбровского приняли участие народные депутаты Украины Ольга Белькова, Виктория Войцицкая, Сергей Лещенко, Владимир Парасюк и др. Также на слушаниях присутствовали представители Кабинета министров Украины, Министерства энергетики и угольной промышленности и других органов исполнительной власти, первый секретарь посольства Великобритании в Украине Кейти Коттрел, а также руководители предприятий всех видов генераций энергетического сектора Украины: президент НАЭК “Энергоатом” Юрий Недашковский, глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев, председатель ГП “Энергорынок” Юрий Гнатюк, глава компании ДТЭК Максим Тимченко и другие.

От Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, о достижениях нового Регулятора докладывала ее глава Оксана Кривенко.

Главными вопросами, которые были вынесены на повестку дня отчета независимого Регулятора стали: выполняет ли Закон о НКРЭКУ свою задачу. Каковы первые результаты работы. Роль НКРЭКУ в реформировании рынков газа и электроэнергии. Что изменилось в условиях работы для участников рынков?

Открывая слушания и.о. Председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский подчеркнул, что Украина всячески пытается реформировать и трансформировать энергетический сектор, который, к сожалению, исторически был и остается самым коррумпированным. Принятие в 2016 г. Закона “Об НКРЭКУ” предоставило Украине шанс на новый импульс в проведении энергетических реформ – созданию немонополизированных конкурентных рынков: “Вспоминая горячие, иногда очень эмоционально предвзятые и политически популистские дискуссии и заявления, звучавшие против данного закона, я искренне благодарю одного из ключевых его разработчиков – Ольгу Белькову, с которой мы вместе с другими нашими коллегами из комитета ТЭК, защищали и всеми силами боролись за его принятие. Мне очень приятно, что Украина, наконец, имеет Закон о независимом Регуляторе, а сегодня его новые представители могут доложить о первых 100 днях своей работы во время Парламентско-Комитетских слушаний. Ведь, когда у общества есть вопросы – на них необходимо отвечать”.

Взяв слово, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова довольно эмоционально напомнила членам НКЕРЭКУ об их профессиональном долге и личной ответственности при принятии стратегических для страны решений. В своей речи Ольга Белькова подчеркнула, что от независимого регулятора общество до сих пор ждет принятия решений, которые должны решить наиболее актуальные вопросы: “Мы ждем от вас, что наиболее резонансные для общества вопросы будут решены. Это и знаменитый “Роттердам +”. Регулятор должен объяснить, что происходит – это ваш профессиональный долг! Также существует проблема с присоединением к сетям, как на рынке газа, так и электрическом. Нерешенным остается вопрос тарифа для НАЭК “Энергоатом”. Этот вопрос уже перешел из экономической в политическую плоскость, а его неурегулированность будет иметь серьезные последствия для страны. Кроме того, урегулирование вопросов, связанных с ликвидацией перекрестного субсидирования – это полностью обязательства Регулятора! Так же, как и вопросы, связанные с установлением RAB-тарифов. Лично я хотела бы видеть больше реальных результатов работы НКРЭКУ, а не интервью в политических изданиях! Если Регулятор будет демонстрировать настоящую и аргументированную работу, а не интриговать, то такой Регулятор будет иметь всестороннюю общественную поддержку”.

В своем выступлении президент НАЭК “Энергоатом” Юрий Недашковский подчеркнул, что все энергетическое сообщество Украины, а также зарубежные партнеры, с нетерпением ждали назначения нового состава членов Комиссии, но, к сожалению, на этом положительные изменения исчерпались: “К сожалению, через сто дней можно констатировать, что на этом изменения иссякли. Те же штампы, и сама риторика, тот же коррупционный “Роттердам +”. А тариф Энергоатома продолжает оставаться самым низким в мире. Почему? Что у нас стоит дешевле, чем у них, кроме рабочей силы? Может наши технологии настолько передовые и продвинутые? Все гораздо проще – у нас эксклюзивные “особенности национального регулирования”!

Во всем мире главным преимуществом атомной энергетики является низкая топливная составляющая тарифа – не более 20%. А у нас – уже более половины. По этому показателю мы скоро догоним тепловую генерацию. Вот только в цене отстаем уже в четыре раза. И усилиями Национальной комиссии этот разрыв продолжает нарастать. И Комиссия, по словам ее председателя, считает это, цитирую, “розумными рамками”. Никакого логического объяснения нынешнего дефицита атомного тарифа в размере 13,9 млрд. грн. не существует. Кроме одного – тарифными ножницами продолжают отрезаться средства из государственной генерации в пользу частной. Против чего новый состав Комиссии не захотел, или же побоялся выступить.

Сегодня так называемый порядок формирования тарифа – это действительно лишь процедура: предварительное рассмотрение, вывешивание на сайте, публичное обсуждение, заседание, все это с целью просто затянуть процесс под маской открытости и прозрачности. Плюс имитация постатейного анализа структуры тарифа, который на самом деле давным-давно и заранее определен. Определен обратным расчетом, исходя из того какой должна быть оптовая рыночная цена, сколько отдать на частный “Роттердам +” и насколько, соответственно, срезать тариф государственной генерации, в первую очередь атомной”.

Все остальные, подчеркнул президент Энергоатома – это просто имитация: “Имитация соблюдения принципа “затраты +”. На самом деле, какими бы они ни были обоснованными, их срежут ровно настолько, насколько будет необходимо перебросить на “Роттердам +”. Имитация применения так называемого “индикативного подхода” – когда утвержденные Комиссией методики определения отдельных составляющих тарифа применяются ею только в той части (то есть, максимум до той величины), которая обеспечивает искусственное занижение атомного тарифа и тем самым дает возможность сбалансировать переплату потребителями электроэнергии по “Роттердаму”. Например, рассчитанный по методике НКРЭКУ фонд оплаты труда для НАЭК “Энергоатом” в текущем году должен составлять 9,5 млрд. грн. Комиссия же предусматривает в тарифе только 7. Куда подевалась разница в 2,5 млрд.? Правильно – на компенсацию влияния “Роттердам +” на оптовую рыночную стоимость!

Почему постоянно недофинансируются капитальные инвестиции? Потому что Комиссия откровенно игнорирует собственную же методику, по которой для утвержденных технико-экономических расчетов необходимо обеспечить финансирование в размере 30%, а для утвержденной проектно-сметной документации – 100%. Это как раз вполне логично и понятно. Непонятно, почему при этом все умножается на 30%. А если и этого, по мнению НКРЭКУ, окажется много (потому что Энергоатому, видите ли, “всегда мало”), то даже эти обрезанные на две трети расчеты просто игнорируются – при любых обстоятельствах будут выбираться только те цифры, которые будут соответствовать потребностям “Роттердам +”. Почему при каждом очередном пересмотре тарифа снимаются средства из статей на новое строительство с аргументацией о якобы их нецелевом использовании в предыдущем периоде? Потому что Комиссия (не знаю – экономически безграмотно или сознательно) прибегает к подмене понятия “финансирование капитальных инвестиций” понятием “освоения капитальных вложений”, объемы которых, конечно же, не совпадают в одном и том же отчетном периоде. Этот позорный ряд примеров можно еще долго продолжать. Но и так вполне очевидно, что сегодня приватная часть отечественной энергетики путем сомнительных тарифных схем паразитирует на государственной – в первую очередь атомной – энергетике, перекрывая тем самым свою конкурентную несостоятельность. И я не вижу никаких свидетельств того, что нынешний состав Комиссии собирался этому противостоять”.

Юрий Недашковский обратился к народным депутатам, подчеркнув, что принятие более чем проевропейского закона позволило НКРЭКУ получить практически безграничные полномочия и избавиться от какого-либо влияния на нее со стороны государства. Но в то же время были созданы возможности выбирать в ее состав людей, которые не справляются с выполнением задач, которых ожидает от них украинское общество: “Нам остается рассчитывать только на то, что своевременно и в полном объеме заработает новая, по-настоящему конкурентная модель энергетического рынка. И энергетическим олигархам не удастся под любым предлогом оттянуть момент ее полноценной имплементации или добиться изменений, которые исказят ее рыночную суть. Я убежден, что в такой ситуации необходимо сосредоточить все усилия на своевременном внедрении полноценного, конкурентного и защищенного от любого олигархического влияния энергетического рынка Украины”.

Относительно всех выступлений в пользу интересов атомной энергетики глава НКРЭКУ Оксана Кривенко отметила: “Все хотят уменьшения тарифов, но при этом все почему-то хотят, чтобы в тарифе были учтены все расходы, которые приведут к увеличению тарифов. Комиссия балансирует между интересами всех сторон и принимает взвешенные решения по формированию тарифа”.

После такого объяснения от независимого Регулятора народный депутат Украины, секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Виктория Войцицкая не скрывая своих эмоций от заявлений НКРЭКУ отметила, что нынешняя обновленная Комиссия пока очень далека от воплощения возложенных на нее ожиданий. Основная претензия касается дискриминационного подхода к тарифообразованию на рынке генерации электроэнергии: “Справедливости от новой НКРЭКУ мы не увидели и не видим, но очень на нее рассчитываем. Хочу привести два примера дискриминационной политики тарифообразования со стороны обновленного Регулятора. Речь идет об атомной и тепловой генерации. 14 августа 2018 года, внезапно, с повестки дня заседания Комиссии был снят вопрос о пересмотре тарифа для государственной компании “Энергоатом” с 54,03 коп. за 1 кВт-ч до 62 коп., что все равно в разы меньше чем для тепловой генерации. И это несмотря на то, что проект был обсужден Департаментом регулирования отношений в сфере энергетики под руководством Антона Гудаченко. Хотя НАЭК “Энергоатом” в своих документах к НКРЭКУ доказал необходимость тарифа на уровне 71 коп. Сегодня уже 21 сентября, а в повестках дня заседаний НКРЭКУ до сих пор отсутствует вопрос о пересмотре тарифов для НАЭК. У меня есть уверенность, что тариф оператора всех АЭС хотят оставить на уровне 55,76 коп. до конца года, то есть пересмотрели только статью оплаты труда повысив ее на жалкие 194 млн. грн., хотя “Энергоатом” просил по этой статье увеличение на 2,5 млрд. грн. И это абсолютный нонсенс!

Также благодаря дискриминационной политике существует дефицит тарифа по статье “расходы на свежее ядерное топливо” на сумму более 1,5 млрд. грн. НКРЭКУ постоянно сокращает расходы по статье “эксплуатационные расходы”, из которых должен финансироваться ремонт оборудования 4 класса безопасности. Регламентные нормы периодичности ремонта такого оборудования нарушаются из-за отсутствия финансирования. Ремонт этого оборудования осуществляется по остаточному принципу. Можно вкладывать достаточные средства для обеспечения безопасности эксплуатации реакторного острова, но, если отказывает оборудование, которое не влияет на ядерную и радиационную безопасность, энергоблок останавливается, и общество не получает дешевой электроэнергии АЭС, а ее недовыработок компенсируется дополнительными объемами дорогой электроэнергии, вырабатываемой на угольных ТЭС.

Но больше всего меня поражает то, что новый Глава Регулятора в своем интервью заявляет: “Я надеюсь, что низкие тарифы Энергоатома будут стимулировать все другие предприятия генерирующие электроэнергию к снижению тарифов, а не наоборот. Конечно, если мы не будем регулировать цены, Энергоатом свой тариф повысит. Потому что им всегда мало…”. То есть, аппетиты тех, кто получает сверхприбыли от формулы “Роттердам +” за счет государственных “Укргидроэнерго” и НАЭК “Энергоатом” Главу НКРЭКП не смущают?! Это просто преступление, когда за счет атомной генерации, которая дает Украине более половины всей электроэнергии, Регулятор предоставляет преференции тепловой генерации, 80% которой монопольно принадлежит компании ДТЭК”.

Подводя итоги Комитетских слушаний Александр Домбровский призвал все заинтересованные стороны к более профессиональной и взвешенной работе, для того чтобы ситуация с тарифообразованием, сложившаяся в формировании тарифа на электроэнергию, в частности, тарифа для атомной генерации, была решена: “В условиях интенсивной подготовки к началу действия нового рынка электроэнергии роль НКРЭКУ трудно переоценить. От качества выполнения Комиссией своей миссии – обеспечении баланса интересов потребителей, государства и бизнеса, зависит финансовая стабильность субъектов рынка, развитие отечественного промышленного производства, благосостояние населения, устойчивое функционирование Объединенной энергосистемы Украины, и, в конце концов, энергетическая безопасность государства. В условиях новых конкурентных энергетических рынков главным должно быть потребитель – именно его необходимо защищать!”. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий