На минувшей неделе появился список претендентов на 78% акций приватизируемого “Центрэнерго”. Четыре ОООшки и нефтебитумный завод из Беларуси замечательно демонстрируют интерес мира и рынка к теме.
Итак, на госпакет акций “Центрэнерго” претендуют:
– ООО “Укрдонинвест” (совладелец Виталий Кропачев);
– ООО “Форбс Энд Манхеттен Украина” (Михаил Спектор, ранее президент принадлежащей россиянам VS Energy, ныне работает в канадской компании);
– ООО “Баланс Групп” (один из учредителей Дмитрий Крючков был задержан в Германии, выпущен под залог; разыскивается НАБУ как участник схем по выводу денег из “Запорожьеоблэнерго”, его адвокаты оспаривают это как нарушение его “элементарных прав”);
– Georgian International Energy Corporation LLC (Давид Бежуашвили, регулярный участник Ялтинского форума, один из совладельцев киевского фармацевтического “Индара”);
– Полоцкий нефтебитумный завод (Беларусь).
Собственно, интриг было ровно две. Придет ли на конкурс угольный куратор (слово “смотрящий” на шестом году Революции достоинства употреблять не будем) Виталий Кропачев? И появится ли выпущенный под залог из немецкой тюрьмы (украинское правосудие на его “посадку” по обвинению в хищении 346 млн. грн. “не спромоглося”) Дмитрий Крючков? Зря он, что ли, долго “пылесосил” рынок, скупая с дисконтом долги “Центрэнерго”? По условиям конкурса, государство практически согласилось таковые гасить…
И, о чудо, оба появились! С чем мы Фонд госимущества (ФГИ) Украины и его инвестсоветника сердечно поздравляем.
Другие участники тоже неплохи. Это Михаил Спектор, долго руководивший в Украине “лужниковской” группой облэнерго, а ныне представляющий канадскую компанию. Тбилисская Georgian International Energy Corp. – вполне реальный участник рынка Закавказья. Ранее пыталась поставить “Центрэнерго” партию антрацита (в Грузии не добывается), а ныне ее учредители – совладельцы киевского фармацевтического “Индара”. Ну и асфальтчики из братской страны (сырье у них российское).
Обилие иностранных ОООшек связано с тем, что согласно условиям “в аукціоні повинні брати участь не менше двох потенційних покупців, з яких один – іноземний”. Потребовали – получили! И вообще, ну вот чем вам асфальтовый заводик-то плох?
Скудный уровень заинтересованности в покупке акций “Центрэнерго” крупных международных фирм легко прогнозировался. И дело даже не в том, что угольная генерация в Европе сейчас сильно не в тренде. Стартовая цена в 215 млн. долл. достаточно низкая (треть стоимости одного нового блока). Но покупать несколько предприятий из списка крупнейших загрязнителей в Европе крупным западным компаниям достаточно напряженно.
Хотя в 2017 г. самым выгодным бизнесом “Центрэнерго” был как раз высокоэкологичный… простой блоков. За него (вынужденный простой) компании Энергорынка заплатили 2,4 млрд. грн.
В итоге, снизив за год производство электроэнергии в полтора раза, “Центрэнерго” в пять раз увеличило чистую прибыль (до 1,9 млрд. грн.). О чем радостно вещали чиновники и писали в презентациях об успехах госпредприятий.
Чудесный бизнес – блоки стоят, а деньги идут. И, несомненно, очень дружественно для природы. Проблема в том, что эта “шара” уже закончилась. А раннее перечисленные 427 млн. грн. даже требуют вернуть как переплату.
Есть еще один крайне неприятный момент: две трети выработанной в прошлом году электроэнергии генерировали прямо на линии фронта (Углегорская ТЭС). В нормальные, невоенные, годы эта станция тоже дает около половины… Это не слишком вдохновляло иностранных претендентов, но вполне устраивает отечественных.
Половину существующих блоков нужно списывать за ненадобностью, включая все пять газо-мазутных. Номинально все энергоблоки компании могут производить 45 млрд. кВт-ч в год. По факту даже до войны было не более 18,5 млрд. При этом в условиях конкурса списание блоков практически запрещено (инвестор должен их и дальше содержать или договариваться с кем надо).
Из хорошего: компания уже перевела несколько блоков с импортного антрацита (весь свой остался на оккупированной части Донбасса) на газовый уголь. А значит, харьковская Змиевская и Трипольская ТЭС под Киевом будут более-менее работать. Так что не все так плохо.
Хотя нынешние покупатели “Цетрэнерго” – это чисто на перепродажу. Исходя из опыта незабвенного “Донбассэнерго”, где уже третий по счету номинальный собственник.
Забавно, но реальное отношение инвесторов и качество работы наших приватизаторов (с нанятым для лейбла польским Ernst&Young) хорошо демонстрирует следующий эпизод.
В начале октября один из двух ведущих поставщиков финансовой информации, агентство Bloomberg, допустил техническую ошибку: перепутал продажу акций “Центрэнерго” и “Черкассыоблэнерго”. Бывает, коды у них похожие. В итоге эта новость благополучно висит на сайте уже два месяца, не вызывая ни у кого интереса или хотя бы просьб исправить допущенную ошибку.
Ernst&Young и дальше занимается “формуванням фінансової моделі, аудиту, оцінки та пошуку потужного міжнародного інвестора”. Еще какой-то Bloomberg просматривать? Инвестора и так в принципе нашли.
Собственно, новостей о продаже у Bloomberg пока ровно три, включая ошибочную. До конкурса осталось три недели (назначен на 13 декабря). Подождем четвертую новость.
“Центрэнерго” эксплуатирует Углегорскую (Донецкая область, возле линии фронта), Змиевскую (Харьковская область) и Трипольскую ТЭС (Киевская область).
На балансе компании числятся 23 блока: 18 – пылеугольные, в том числе четыре – на газовом угле. Еще на шести блоках в 2017-2018 гг. происходит перевод с антрацита на газовые марки угля.
Имеющиеся пять газо-мазутных (в том числе три на Углегорской ТЭС) практически не используются.
В 2017 г. компанией выработала 6,3 млрд. кВт-ч электроэнергии (на Углегорской ТЭС – 4,1 млрд.). В 2016-м – 9,9 млрд. кВт-ч (на Углегорской – 4,9 млрд.).
Государству принадлежит 78,3% акций. Стартовая цена продажи этого пакета акций “Центрэнерго” – 5,98 млрд. грн. (Игорь Маскалевич, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)