В России Интернет вещей в сферу ЖКХ придет только с середины 2019 г., а в Татарстане процесс уже пущен, и “умные счетчики” начали устанавливать в домах жителей республики

В июле этого года станет обязательной по всей России установка так называемых “Умных счетчиков” – приборов учета, способных в автономном режиме и в реальном времени передавать данные о потребленных ресурсах: электроэнергии, воде, газе в ресурсоснабжающие организации. Законопроект об интеллектуальном энергоучете представлен в Госдуму министерством строительства и ЖКХ РФ. Процесс, призванный сделать систему начисления платежей максимально прозрачной, а безучетное потребление свести к минимуму. Иными словами учет должен быть достоверным. По всей стране еще только готовятся к реализации проекта, а в Татарстане он уже запущен.

Татарстан направил на развитие в регионе Интернета вещей 100 млн. руб. в 2018-м году – беспроводной технологии, позволяющей передавать данные от одного устройства к другому без участия человека. 11 районов республики уже включены в процесс. Ключевым оператором его реализации в регионе стало ПАО “Таттелеком”.

“Стандарт LoRaWAN интересен, в первую очередь, своей энергоэффективностью и большим радиусом действия сети в отличие от привычных Wi-Fi, Bluetooth и сотовых сетей. Именно это делает данный стандарт лидером для IoT решений. Важно также, что протокол LoRaWAN является открытым и широко используется во всем мире в направлении Интернета вещей. Что касается сферы применения, то возможности использования этого стандарта можно найти в каждой отрасли. Приборы учета воды, газа и электроэнергии, контроль наполняемости мусорных баков, датчики температуры, давления и влажности, экомониторинг, мониторинг перемещения людей, животных и различных подвижных объектов, сервисы удаленного мониторинга и управления бытовыми приборами и системы “умный дом” – и это далеко не весь список и потенциал возможности использования технологии. Таттелеком растет вместе с республикой, и наша приоритетная задача – это обеспечение жителей и предприятий Татарстана самыми передовыми и технологичными услугами связи с неизменно высоким качеством. Интернет вещей превращается в повседневную реальность и с каждым днем наше привычное окружение становится так или иначе “оцифрованным”, – поделился директор по маркетингу ПАО “Таттелеком” Александр Смирнов.

А одним из самых многообещающих в плане эффективности направлений являются “умные счетчики”.

“Широкое внедрение “умных счетчиков” подразумевает, что все участники правоотношений в сфере ЖКХ – ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и потребители, – будут готовы к повышению прозрачности и автоматизации учета коммунальных ресурсов. Сегодня технологический прогресс привел к тому, что цифровизация отрасли ЖКХ становится не просто возможной, а необходимой. Важно преодолеть закостенелость и совершить качественный скачок к популяризации систем “умного дома”, – подчеркнул в интервью Александр Сидякин, руководитель Администрации главы Республики Башкортостан, а в недавнем прошлом – депутат Государственной Думы России – первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ и один из инициаторов проекта “умные счетчики”.

“Интеллектуальный учет должен производиться по каждому виду коммунального ресурса. У нас разная степень оборудования многоквартирных домов приборами учета – по свету и газу это почти 100 процентов, по воде около половины, по теплу меньше четверти. Понятно, что квитанции за коммуналку имеют разные статьи расходов, индивидуальное потребление сопряжено с общедомовыми расходами. И основная задача “умных счетчиков”, если не минимизировать, то сделать справедливыми траты на то, что напрямую не зависит от нашей экономии на воде, свете, а связано с энергоэффективностью наших домов”, – считает Сидякин.

По его словам, в первую очередь, проект призван защитить население страны от необоснованных переплат. И хотя сейчас многих смущает необходимость оборудования своих квартир “умными счетчиками” за собственный счет, эти траты многократно оправдаются.

“Сейчас учет расхода коммунальных ресурсов проводится либо по показаниям счетчиков, либо по нормативу. Как правило, после установки общедомовых приборов учета, люди с удивлением обнаруживают, что они переплачивали недобросовестной управляющей компании, которая выставляла “по средней температуре по больнице”, хотя могла бы провести энергоэффективные мероприятия и сэкономить, например, на потерях тепла в отопительный период”, – считает экс-депутат.

Он уверен, что наличие собственных производств подобного оборудования позволяет значительно упростить и удешевить процедуру перехода на умные счетчики. “Есть производители “умных счетчиков” и в Татарстане, программисты давно научились работать с big data, и готовы цифровизировать отрасль ЖКХ, поэтому в этой части проблем нет”, – подчеркнул Сидякин. (РБК/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий