1.Энергорегулятор утвердил порядок расследований нарушений на рынках э/э и природного газа

НКРЭКУ приняла постановление “Об утверждении порядка расследований нарушений законодательства относительно функционирования рынков электрической энергии и природного газа”.

Соответствующее решение было принято на заседании комиссии 23 сентября.

Проект постановления, одобренный регулятором в июне, прошел открытое обсуждение, в результате которого к нему поступили замечания и предложения, и был одобрен Антимонопольным комитетом письмом от 14 сентября.

Согласно проекту постановления, обнародованном на сайте НКРЭКУ, действие этого порядка распространяется на участников/субъектов рынков электроэнергии и природного газа и физических и юридических лиц (заявителей), которые могут сообщать о возможных нарушениях на рынках в соответствии с законодательством.

Поводом для расследования служат данные или обстоятельства, выявленные в процессе мониторинга соблюдения субъектами хозяйствования законодательства или лицензионных условий, или рассмотрение заявлений от участников/субъектов рынка, физических или юридических лиц о возможных нарушениях.

Вопрос о начале расследования нарушений законодательства относительно функционирования рынка природного газа может выноситься на рассмотрение НКРЭКУ в соответствии с регламентом только после консультаций с Секретариатом Энергосообщества.

Период, охваченный расследованиями, не может быть более трех лет, предшествующих началу расследования, а само расследование не может длиться более трех месяцев. Его продление разрешается не больше, чем на месяц, при наличии обоснований.

Решения НКРЭКУ по результатам расследования принимается на заседании в форме открытого слушания.

По результатам расследования НКРЭКУ может принять, в частности:

– решение о его закрытии, проведении внеплановой проверки субъекта расследования,

– обращение в Антимонопольный комитет по вопросу нарушения законодательства о защите экономической конкуренции,

– обращение в правоохранительные органы в случае признаков уголовного нарушения.

Кроме того, регулятор может обратиться к другим госорганам относительно рассмотрения вопросов, обнаруженных в процессе расследования, или в суд, а также инициировать изменения нормативно-правовой базы функционирования рынка.

  1. “Центрэнерго” хочет договориться с ДТЭК о покупке газового угля по 1,48 тыс. грн./тонна

На этой неделе ПАО “Центрэнерго” начал переговоры с “ДТЭК” о покупке угля газовой группы по цене 1,48 тыс. грн./тонна. В компании также отметили, что готовы рассматривать аналогичные ценовые предложения от других поставщиков.

В “Центрэнерго” напомнили, что в настоящее время компания приобретает уголь у государственных шахт по 1,65 тыс. грн./тонна, у частного поставщика – по 1,48 тыс. грн./тонна.

Также генкомпания продолжает поиск угля марок А и П, в частности на Украинской энергетической бирже (УЭБ)

Напомним, что на складах ТЭС “Центрэнерго” накоплено свыше 600 тыс. тонн угля. Но для стабильного прохождения осенне-зимнего периода 2020/21 гг. компания нуждается в 1 млн. тонн угля марок А и П, из которых 300 тыс. тонн – в этом году. Однако уголь этих марок на подконтрольной Украине территории не добывается и может быть только импортирован

  1. Минэнерго предлагает расширить действие ЭСКО-контрактов на ТКЭ и водоканалы

Министерство энергетики и Госэнергоэффективности инициировали два законопроекта для восстановления энергосервисных контрактов (ЭСКО) в бюджетной сфере и их запуска на объектах ТКЭ и водоканалах, сообщили в пресс-службе ведомства.

Первый законопроект направлен на восстановление ЭСКО-механизма в бюджетной сфере, а также на объектах государственной и коммунальной формы собственности.

В министерстве напомнили, что в Украине уже реализуются более 540 ЭСКО-договоров стоимостью более 1,2 млрд. грн., а экономия на платежках составляет от 20% до 70%.

“В рамках таких ЭСКО-проектов инвесторы проводят энергомодернизацию за свой счет и качественно, чтобы достичь запланированной экономии энергопотребления и вернуть свои капиталовложения. Принятие законопроекта привлечет сотни новых энергопроектов в школах, детсадах, больницах и других объектах социальной сферы”, – пояснили в ведомстве.

Второй законопроект направлен на расширение энергосервиса на сферы теплоснабжения, централизованного питьевого водоснабжения, водоотведения.

“Большая часть коммунального хозяйства (теплосети, котлы, сети водоснабжения и водоотведения) эксплуатируется уже более 20-30 лет и нуждаются в модернизации или замене. ЭСКО – именно тот инструмент, который позволит привлечь инвестиции в модернизацию таких объектов и реализовать мероприятия без увеличения тарифов на соответствующие услуги таких предприятий”, – прокомментировал законодательную инициативу Демченков.

Данный законопроект предусматривает возврат инвестиций ЭСКО-компаниям через введение счетов со специальным режимом использования для расчетов по энергодоговорам

“Сейчас завершается проработка законопроектов другими заинтересованными органами власти. Вскоре они будут рассмотрены на заседании Правительства и переданы в Верховную Раду”, – резюмировали в Минэнерго.

  1. “Газпром” заказал дополнительные мощности для транзита в октябре

ПАО “Газпром” (РФ) заказал дополнительные мощности для транспортировки природного газа через украинскую ГТС в Европу в октябре.

Как сообщила пресс-служба НАК “Нафтогаз Украины”, аукцион по распределению мощностей состоялся на платформах RBP (Венгрия) и GSA (Польша) 21 сентября. По итогам торгов “Нафтогазу” распределены мощности на входе и на выходе из ГТС Украины, которые будут использованы для обеспечения дополнительных объемов транзита Газпрома.

“Такие мощности Газпром оплатит в полном объеме, это принесет дополнительный доход как Нафтогазу, так и Оператору ГТС Украины. Услуги будут оплачены Газпромом дополнительно к основному транзитному договору”, – отмечают в НАК.

Напомним, что новый договор между компаниями на организацию транспортировки, транспортное соглашение между “Нафтогазом” и “Оператор ГТС Украины”, а также межоператорское соглашение между ОГТСУ и “Газпромом” были подписаны 30 декабря 2019 года.

Контракт предполагает транзит в 2020 году минимум 65 млрд. куб. м российского газа, что в суточном исчислении составляет 178 млн. куб. м. В 2021-2024 годах транзит должен составить по 40 млрд. куб. м. Оплата указанных объемов является гарантированной даже в случае меньшей прокачки через ГТС Украины.

Стороны не озвучивают прописанную в контракте между “Нафтогазом” и “Газпромом” тарифную ставку по причине конфиденциальности, но согласно неофициально обнародованному в сети интернет соглашению между НАК и “Газпромом”, стоимость услуги рассчитана по ставке $2,66 за 1 тыс. куб. м на 100 км.

Глава ОГТСУ Сергей Макогон в июле прогнозировал, что транзит российского природного газа через территорию страны в 2020 году составит 52-55 млрд. куб. м при забронированных 65 млрд. куб. м.

  1. Зеленский подписал указ о мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и дальнейшего развития ядерной энергетики.

Согласно документу, Кабинет министров Украины в двухмесячный срок должен внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой атомной электростанции.

Также о внесении изменений в некоторые законы касательно совершенствования механизма использования средств финансового резерва для снятия по эксплуатации атомных блоков, что формируется в соответствии с законом “Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности”

Кроме того, правительство должно разработать долгосрочную программу развития атомной энергетики в рамках реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2035 г. “Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность”.

Также Кабмину поручили обеспечить совершенствование управления государственным предприятием “Национальная атомная энергогенерирующая компания “Энергоатом”, в частности ускорить подготовку и проведение корпоратизации указанного предприятия и безотлагательно проработать вопрос о передаче функций по управлению этим предприятием Кабмину.

Согласно указу, правительство должно принять исчерпывающие меры, направленные на погашение задолженности, образовавшейся перед производителями электрической энергии государственного сектора экономики в результате выполнения ими специальных обязанностей участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии и обеспечить недопущение возникновения такой задолженности в дальнейшем.

В свою очередь, врио президента НАЭК “Энергоатом” Петр Котин считает своевременным указ президента.

По приведенным Котиным расчетам, введение в эксплуатацию ХАЭС-3,4 может принести компании 9,8 млрд. грн. годового дополнительного дохода, а выработка электроэнергии составит плюс 14 млрд. кВт-ч.

Он также указал, что при достройке энергоблоков может быть создано более 100 тыс. дополнительных рабочих мест.

  1. Высший антикоррупционный суд отказался возобновлять “дело Роттердам+”

Высший антикоррупционный суд Украины (ВАКС) отказался возобновлять “дело “Роттердам+”, сообщил Центр противодействия коррупции на своих страницах в Twitter и Facebook в четверг по результатам заседания суда.

При этом ЦПК заявил, что оспорит принятое решение в Аппеляционной палате ВАКСа

В ЦПК указали, что суд рассматривал вопрос возобновления “дела “Роттердам+” по жалобе экс-депутата и экс-заместителя генерального прокурора Виктора Чумака на постановление Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) о его закрытии.

Позже в НАБУ сообщили, что решение ВАКС не окончательное и может быть обжаловано в Аппеляционной палате ВАКС.

НАБУ также подало жалобу на действия прокурора, закрывшего дело, и.о. руководителя Специализированной антикоррупционой прокуратуры и Генеральному прокурору.

“Надеемся на принятие ими быстрого решения”, – прокомментировали в НАБУ

Напомним, 28 августа в САП заявили, что “дело “Роттердам+” закрыто в части, касающейся подозреваемых, однако само досудебное расследование продолжалось. В антикоррупционном органе отметили, что в настоящее время, в связи с продолжительностью предварительного расследования, фактическим ограничением сроков досудебного расследования, определенным п. 3 ч. 4 ст. 219 УПК Украины, и отсутствием других процессуальных источников доказательств, исчерпаны возможности получить достаточные доказательства для доказательства виновности подозреваемых и других лиц в суде

В “ДТЭК” прокомментировали, что решение САП закрыть уголовное производство в деле подтвердило законность применения принципа импортного паритета при поставках угля и безосновательность ранее выдвинутых подозрений.

  1. “Энергоатом” и “Нафтогаз” договорились о совместной реализации водородных проектов

НАЭК “Энергоатом” и НАК “Нафтогаз Украины” договорились о совместном внедрении принципов устойчивого развития и проектной деятельности с целью обеспечить переход Украины к климатически нейтральной циркулярной водородной экономике до 2050 года.

Согласно релизу, стороны договорились:

– о совместной деятельности в реализации оптимальных решений для формирования рынка водородных технологий,

– усовершенствования процессов производства, хранения и использования водорода,

– создания новых цепочек его поставок, а также модернизации энергетической и климатической политик Украины.

По условиям меморандума, методы сотрудничества сторон предусматривают консультации, обмен информацией, взаимное привлечение к пилотным и бизнес-проектам, налаживание связей с национальными и международными организациями, софинансирование проектов и совместную организацию мероприятий в рамках операционной деятельности одной из компаний.

“Мы представляем мощные компании и хотим объединить наш потенциал для дальнейшего развития отрасли и реализации новых перспективных проектов с использованием водородных технологий”, – отметил при подписании меморандума врио президента “Энергоатома” Петр Котин.

По его словам, АЭС идеально подходят для решения задачи производства водорода экологически чистой электроэнергией, поскольку атомная генерация имеет преимущества над другими генерациями благодаря экологичности и высокой концентрации мощности производимого ресурса.

“Поэтому именно атомная энергетика должна стать основным источником чистого водорода”, – подчеркнул он.

  1. “Энергоатом” подтвердил планы по пуску первой очереди ЦХОЯТ в декабре 2020 года

Президент ГП “НАЭК “Энергоатом” Петр Котин в ходе прошедшего в министерстве энергетики совещания, инициированного поставщиком технологий и оборудования для проекта компанией Holtec International подтвердил планы по запуску первой очереди Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в декабре 2020 года.

В то же время Котин указал, что для своевременного выполнения графика работ необходимо решать вопросы, зависящие не только от компании. В частности, необходимо построить железнодорожные пути к хранилищу на участке леса, находящемся в управлении Государственного агентства по управлению зоной отчуждения.

Глава “Энергоатома” призвал возобновить ежемесячные заседания руководящего комитета по строительству ЦХОЯТ, на которых можно оперативно решать проблемные вопросы

По итогам совещания Минэнерго поручило “Энергоатому” активизировать работу по реализации проекта, еженедельно отчитываться о состоянии строительства и существующих проблемах, еженедельно предоставлять Минэнерго, Holtec International и КИЭП отчеты о состоянии расчетов по проекту, возобновить участие представителей министерства в заседаниях комитета и актуализировать график строительства ЦХОЯТ

“Строительство ЦХОЯТ является самым масштабным проектом в области ядерной энергетики Украины. С введением собственного хранилища в эксплуатацию Украина избавится от монопольной зависимости от России в части хранения ОЯТ. К тому же наше государство, используя собственное хранилище, сможет экономить около $200 млн. в год, которые сейчас выплачиваются РФ”, – отметила глава Минэнерго Ольга Буславец.

Напомним, что сооружение ЦХОЯТ началось в ноябре 2017 г. Хранилище позволит “Энергоатому” значительно сократить расходы, связанные с обращением с ОЯТ, которое в настоящее время большей частью вывозится на временное хранение в РФ. Услугами российских компаний по хранению ОЯТ не пользуется лишь Запорожская АЭС (шесть энергоблоков ВВЭР-1000). Ее отработанное топливо хранится в пристанционном хранилище ОЯТ сухого контейнерного типа, введенном в эксплуатацию в 2001 г.

Уход от зависимости хранения ОЯТ в РФ, как ожидается, также усилит энергобезопасность Украины. Так, в начале 90-х Россия три года не принимала украинское ОЯТ, и украинские АЭС находились на грани остановки из-за переполненных хранилищ в приреакторных бассейнах

В мае 2020 г. “Энергоатом” прогнозировал завершение строительно-монтажных работ на площадке строительства ЦХОЯТ к концу сентября текущего года. В то же время выполнение работ в прогнозируемые сроки затянулось из-за проблем с выбором подрядчиков на достройку объекта. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий