Чтобы не дать потребителям перейти к независимым поставщикам электроэнергии с более выгодной ценой некоторые облэнерго Рината Ахметова и братьев Суркисов вписывают незаконные условия в типовые договора, запугивают потребителей необоснованными штрафами и насылают проверки. Как это происходит?

С 1 января 2019 г. в Украине открылся розничный рынок электроэнергии для юрлиц. До этого потребители (здесь и далее потребители – юрлица) покупали электроэнергию (э/э) напрямую у облэнерго или у оператора магистральных сетей – Укрэнерго.

Также существовал сравнительно маленький рынок так называемых поставщиков по нерегулируемому тарифу (ПНТ-компании).

Имплементируя европейское законодательство, с 2019 года Украина запретила одной и той же компании оперировать сетями (инфраструктурой) и осуществлять поставку э/э одновременно.

Такое правило также называют Третий энергетический пакет. Оно создано для того, чтобы владельцы операторов инфраструктуры не могли влиять на конкурентный бизнес – поставку.

В связи с новыми правилами, все украинские операторы систем распределения (ОСР, облэнерго) создали поставляющие компании.

Для примера, ОСР в столице “ДТЕК Киевские электросети” создал поставщика “Киевские энергетические услуги”, а ОСР Запорожьеоблэнерго создал компанию Запорожьеэлектропоставка.

Весь список природных монополий, а также перечень электро-поставляющих компаний можно посмотреть на сайте Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

С запуском оптового рынка э/э в июле 2019 г. поставщики, связанные с ОСР, получили статус поставщиков универсальных услуг (ПУП, постачальники унiверсальних послуг).

Они, кроме прочего, обязаны поставлять дешевую э/э населению, получая ее от госкомпаний Энергоатом и Укргидроэнерго по низким ценам. Их список можно посмотреть здесь.

Отпочковавшиеся от облэнерго поставщики лишь формально объявлены независимыми. По факту они вместе с ОСР имеют общих владельцев, их управляющие тесно контактируют с управляющими ОСР, обмениваются информацией.

Это дает связанному с ОСР поставщику не обусловленное конкуренцией преимущество по сравнению с независимыми поставщиками.

Кому принадлежат облэнерго

БЦ не раз публиковал список владельцев ОСР. Самым крупным среди них является энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова.

В “ДТЭК Сети” входят ОСР в Киеве, Днепропетровской, Киевской, Одесской и Донецкой областях. А также транс-областные операторы: Высоковольтные сети и ПЭС-Энергоуголь.

В 2018 году ОСР, которые сегодня входят в группу ДТЭК, распределили 47% электроэнергии в стране.

Сегодня в стране работает 32 ОСР. Крупнейшие из них, обслуживающие сети в областях, принадлежат семи основным группам, включая группу государственных облэнерго.

БизнесЦензор пообщался с несколькими независимым поставщиками, которые на условиях анонимности рассказали о том, как управленцы облэнерго запугивают потребителей штрафами и проверками, чтобы не дать им перейти к независимым поставщикам.

В каких областях больше всего злоупотреблений

Независимые поставщики жалуются, что наибольшие проблемы при смене электропоставляющей компании испытывают потребители на сетях братьев Суркисов. Особенно – во Львовской области. А также на сетях ДТЭК Ахметова – в Киеве.

Давление на потребителей оказывает и “Киевская областная энергопоставляющая компания” (КОЭК). Однако она не связано с облэнерго.

В 2019 г. ДТЭК купил контрольный пакет акций Киевоблэнерго и Одессаоблэнерго у группы VS Energy. Однако поставляющие компании остались в собственности VS Energy.

По словам руководителей независимых поставляющих компаний, в большинстве своем потребители бояться публично жаловаться на злоупотребления связанных с облэнерго компаний.

После жалоб у “чересчур дерзких” могут возникнуть еще большие проблемы. Например, неожиданно случится авария на линии электропередач, которая приведет к длительному отключению потребителя от э/э.

Поэтому поставщики передали БЦ информацию о злоупотреблениях облэнерго с условием не идентифицировать потребителей.

Так же стоит отметить, что по наблюдениям независимых поставщиков, лишь в группе Суркисов политика давления согласована с акционерами и утверждена на уровне стратегии. О них точно знает Александр Сагура – руководитель электро-энергетического бизнеса Суркисов.

В ДТЭК, большей частью, злоупотребления являются издержками корпоративного управления. В KPI (показателях эффективности) менеджеров среднего звена заложено стремление к большему количеству потребителей и объемам поставки.

Не выдерживая конкуренции с независимыми поставщиками, менеджеры ДТЭК запугивают потребителей, решивших сменить поставщика. Иногда – без ведома своего руководства.

БЦ публикует типичные методы облэнерго и связанных с ними поставщиков по давлению на потребителей при попытке сменить поставщика.

  1. Противозаконные условия в типовых договорах

С запуском розничного рынка э/э в 2019 году потребители подписали новые типовые договора с поставщиками. Так как независимых поставщиков на тот момент было мало, большинство потребителей подписали договора с поставщиками, отпочковавшимися от облэнерго.

Воспользовавшись низкой осведомленностью потребителей, поставщики облэнерго прописали в договорах штрафы за небалансы. Хотя правилами рынка регалментировано, что небалансы – ответственность поставщика.

К примеру, в договорах поставщиков ДТЭК под брендом Yasno прописано, что если в течение месяца потребление э/э на 5% отклоняется от прогноза, предоставленного потребителем, он обязан оплатить э/э с коэффициентом 1,04 (+4% к тарифу).

Кроме того, поставщики прописали штрафные санкции за переход потребителя к другому поставщику, что полностью противоречит закону О рынке электроэнергии.

К примеру, в договорах Львовэнергосбыт Суркисов прописано, что в случае перехода на другого поставщика, потребитель обязан заплатить 50% от стоимости максимального месячного потребления э/э.

  1. Письма счастья

Процедура перехода выглядит так: потребитель договаривается с новым поставщиком, после чего уведомляет ОСР и действующего поставщика о желании перейти.

Спустя 21 календарный день, при отсутствии задолженности, потребитель начинает закупать э/э у нового поставщика.

При этом, в течение первых 18 дней (за три дня до перехода), потребитель может поменять свое решение и отозвать заявку о переходе к новому поставщику.

Незадолго до крайнего трехдневного срока поставщик облэнерго присылает потребителю письмо с требованием уплаты штрафа “в рамках досудебного урегулирования”. Зачастую письмо не имеет исходящего номера и “живой” подписи.

Такие “письма счастья” имеют своей целью запугать потребителя. В тех случаях, когда независимым поставщикам удавалось уговорить потребителя перейти к ним не оплачивая штраф, поставщики облэнерго в суд не подавали.

Их требование заведомо проигрышное в суде, потому что противоречит закону о рынке э/э. Кроме того, оно может привести к публичному разглашению фактов злоупотребления и штрафам со стороны НКРЭКУ.

Потребители передали БЦ несколько таких “письма счастья”.

Вот такое письмо то поставщика “Киевские энергетические услуги” (КЭУ) из группы ДТЭК Ахметова под брендом Yasno. В качестве подписанта указан Михаил Великов бывший начальник департамента по расчетам и платежам КЭУ.

В нем Великов требует от “потребителя-беглеца” заплатить штраф в размере 1,54 млн. грн. за отклонение потребления от прогнозного на 5% с начала запуска розничного рынка – с января 2019 г.

Вот пример письма от “Киевской областной энергокомпании” (КОЭК), входящей в группу VS Energy. Оно подписано директором КОЭК Светланой Сохатюк.

В письме КОЭК вымогает у потребителя уплатить штраф за розрыв договора поставки в размере стоимости э/э за один расчетный период – 100 тыс. грн.

  1. Слив информации из ОСР связанному поставщику

Самое тяжелое время было в начале запуска розничного рынка, когда на нем появились новые поставщики. Еще не имея достаточного портфеля клиентов, они строили маркетинг на более низкой цене э/э и дополнительных услугах.

При этом поставщики, связанные с ОСР, показывали потребителю данные облэнерго об объемах и потребителях новой компании. Упирали на то, что у нее маленький клиентский портфель и она не надежна.

Имея доступ к данным облэнерго, связанные с ними поставщики получают не конкурентное преимущество и могут манипулировать этой информацией.

  1. Проверки облэнерго после смены поставщика

Не редко были случаи, когда в период смены поставщика (21 календарный день), к потребителю являлась проверка от облэнерго.

Обращали внимание на поверку счетчика, или отклонение от нормативов по безопасности электросетей внутри помещений.

Нужно отметить, что потребители, решившиеся поменять поставщика, заранее готовы к таким проверкам. Имея нарушения, к которым может прицепиться проверка облэнерго, поставщика никто не меняет.

  1. Давление со стороны правоохранительных органов

Такое давление распространено исключительно на облэнерго, принадлежащих Суркисам. Больше всего – на Львовоблэнерго.

Так, если независимый поставщик, а не Львовэнергосбыт Суркисов, выигрывает тендер местного коммунального предприятия на поставку электроэнергии, у него начинаются проблемы с местными полицией, налоговой службой или прокуратурой.

Собеседники БЦ утверждают, что в бюджете компании Суркисов – Укрэнергоконсалтинг – специально предусмотрены средства на подкуп силовиков, чтобы “отгонять” независимых поставщиков от львовских потребителей.

Почему потребители заинтересованы переходить к новым поставщикам

Большая конкуренция обеспечивает низкие цены электроэнергии для потребителей. Также поставщики соревнуются в дополнительных услугах.

Предлагают удобные биллинговые системы, личные кабинеты потребителей, юридическую поддержку в спорных вопросах с облэнерго.

Поставщики, выделившиеся из облэнерго, привыкли работать в условиях нулевой конкуренции. Их менеджеры ведут себя так, будто делают потребителям “подарок”, соглашаясь продавать им э/э.

В конкурентной среде все происходит наоборот – поставляющая компания “бегает” за потребителем, пытается заинтересовать его самыми выгодными условиями.

Например, стандартная маржа поставщика “Киевские энергетические услуги” (КЭУ), работающего под брендом Yasno, составляет 0,1 грн. на кВт-ч плюс к закупочной цене э/э.

Учитывая, что сегодня стоимость э/э на ценообразующем рынке на сутки вперед (РСВ) составляет около 1,3 – 1,5 грн./кВт-ч, маржа КЭУ при поставке составляет 6% – 7% от закупочной цены.

Для сравнения, маржа независимых поставщиков сейчас составляет 1% – 1,5% от закупочной цены э/э.

Правда, в последние два месяца ДТЭК Ахметова и поставщик Юнайтед Энерджи Игоря Коломойского предлагают более низкие цены для потребителей (минус 2% от РСВ) за счет того, что закупили дешевый ресурс госкомпании НАЭК “Энергоатом” по двусторонним договорам.

Примечательно, что без админресурса и злоупотребления монополией поставщики больших финансово-промышленных групп всегда проигрывают небольшим независимым поставщикам. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий