Санкции против российской нефти и газа сильно бьют по экономике РФ. Об этом в интервью forbes.ua заявил отраслевой эксперт и партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
– Сколько Россия ежедневно зарабатывает на экспорте нефти в Европу?
– Мы точно не знаем, цена на нефть постоянно меняется. К тому же “зарабатывает” – условное слово, потому что есть задержки с переводом денег. Банки отказываются обслуживать такие сделки, покупа-тели отказываются принимать эту нефть, а докеры отказываются разгружать танкеры с российской нефтью.
По состоянию на 8 марта в море и на рейдах было 22 млн. барр. российской нефти, которую никто не покупает.
С начала войны Россия потеряла половину нефтяного экспорта – это нефть и нефтепродукты. До вой-ны Россия продавала около 6 млн. барр./сут. (б/с), а сейчас продает примерно 3 млн. б/с. Это серьез-ный удар.
– Как эта ситуация влияет на добычу нефти в России?
– Добытчики в России уже не могут отгрузить нефть в трубопроводную систему “Транснефти”, чтобы доставить ее в терминалы для отгрузки. Поэтому нефтяные компании уже вынуждены или прекратить бурение новых скважин, или останавливать действующие скважины.
Россия уже начала сокращать добычу нефти – ее некуда девать.
– Какие перспективы у нефтедобычи России, учитывая ситуацию?
– Пока тенденция такая: многие отказываются от российской нефти. Как долго это продлится – пред-сказать пока невозможно. Например, компания Shell отказалась заключать новые краткосрочные кон-тракты, а до конца года должна свернуть и все долгосрочные контракты.
– Почему частные компании сами отказываются от нефти из России?
– Главное опасение – это санкции. В первую очередь их боятся банки, которые финансируют операции по закупке нефти.
Моральные соображения тоже работают мощно. Словосочетание “поставлено из России” стало ток-сичным и страшно вредит репутации.
– Евросоюз может сейчас полностью отказаться от российской нефти?
– Сейчас нет. Во-первых, есть долгосрочные контракты, а во-вторых, для смены сорта нефти нужно инвестировать в технические работы – переоборудовать нефтеперерабатывающие заводы.
– Кто может заменить российскую нефть на мировом рынке?
– Из стран ОПЕК только Объединенные Арабские Эмираты призвали наращивать добычу. Но пока они остаются в пределах добычи, которая определена соглашением ОПЕК+.
Сейчас многие страны не могут нарастить добычу даже до уровня своих квот, которые оговорены со-глашением ОПЕК. Например, Россия тоже до войны не добывала столько нефти, сколько могла бы по соглашению с ОПЕК. Многие страны не в состоянии это сделать. Страны Африки по разным причинам точно не могут увеличить добычу.
– Иран, Венесуэла могут заместить миру российскую нефть?
– По Ирану пока рано говорить – он под санкциями. Если вдруг каким-то чудом с Ирана снимут эмбарго на экспорт нефти, он сможет повысить добычу на 1-1,5 млн. б/с. Только через два года он сможет по-высить добычу на 2,5 млн. баррелей в сутки.
Венесуэле потребуется еще больше времени. Также нужно понимать: нефть Венесуэлы тяжелая и густая. Чтобы закачивать в танкеры, ее нужно разбавлять легкими сортами нефти или растворителя-ми из США. Этот процесс можно наладить при содействии США, но моментально это проблему не решить.
– Может ли Россия сейчас перенаправить свою нефть в Китай?
– Не может. Россия поставляет в Китай 80 млн. т нефти в год, или примерно 1,5 млн. б/с. Это техниче-ский предел. Ни порты, ни трубопроводы не могут обеспечить больше поставок.
– То есть России некуда девать нефть, которая предназначалась для США и Европы?
– Именно. Куда-то перераспределить ее сейчас невозможно. Мы видим предсказания некоторых экс-пертов, которые рисуют схемы поставки нефти из России в Африку. Это пока только теория, которая ничем не подтверждается.
– Европа откажется от российского газа?
– Мы видим план, который сейчас обсуждается в Европе. Он предусматривает, что к концу года им-порт российского газа будет снижен на две трети. Мы видим планы отдельных стран. Например, Ита-лия планирует к 2027 г. полностью отказаться от российского газа.
Трудно сказать, насколько вся Европа сможет отказаться от российского газа. Некоторые страны кри-тически зависят от поставок из России: Болгария, Словакия, Венгрия, Финляндия.
– За счет чего будет замещаться российский газ в Европе?
– Нужно искать новые источники. Например, газ из Азербайджана. Сейчас из Каспийского региона проложили коридор до Италии. Можно было бы из Азербайджана больше газа поставлять в Европу через Болгарию. Но в Болгарии очень активно этому сопротивляется пророссийское лобби.
Европа должна развивать возможности приема сжиженного газа. Терминалов по приему сжиженного газа много в Испании и Португалии, но очень не хватает в Италии. Последняя планирует это испра-вить. Германия тоже уже объявила о планах построить два терминала.
Также Евросоюз продолжит развивать возобновляемые источники энергии, будет сокращать потреб-ление газа благодаря энергоэффективности. Уже идут призывы снизить на один градус температуру в своих домах и производствах, чтобы помочь Украине и снизить потребление энергоресурсов.
Планы из 10 пунктов по замещению российского газа недавно были опубликованы Международным энергетическом агентством (МЭА). Все они работоспособны и будут применяться.
– В ближайшие год-два Европа сможет отказаться от российского газа?
– Нет, но к 2027 году это вполне реалистично. Думаю, что из-за действий России Европа ускорит дос-тижение этой цели.
– В связи с войной Европа может ввести эмбарго на поставки энергоресурсов из России?
– Пока неизвестно. Громкие призывы к этому внутри Европы раздаются. Но пока есть практические трудности – некоторые страны попросту не могут обойтись без российского газа.
Быстрых решений по газу нет, потребуется время. Но нужно понимать, что доходы России от газовой отрасли – это только 20% доходов от нефтяной отрасли. Они не так значительны для российского бюджета. Главное – это нефть.
Азербайджан планирует довести экспорт газа в Европу в текущем году до 9,1 млрд. куб. м. Это на 11% больше по сравнению с прошлым годом. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)