Казахстанский “Казмортрансфлот” планирует в 2023 г. закупить два нефтеналивных танкера для работы на Каспии дедвейтом по 8 тыс. тонн. Такое наращивание танкерного флота необходимо Казахстану для поставки своей нефти на экспорт в обход России через Азербайджан, пишет “Нафторынок” со ссылкой на российские СМИ.
Таким образом, каспийский флот “Казмортрансфлота” увеличится до пяти судов. Сейчас ему принадлежат танкеры Актау, Астана и Алматы дедвейтом по 12,4 тыс. т каждый. Перевозку Каспийским морем приходится совершать небольшими судами из-за малых глубин.
Новые танкеры необходимы Казахстану для диверсификации экспортных поставок сырой нефти, 80% которых сейчас идет через Россию. Однако из-за невозможности использования на Каспии крупных судов и ограничений по приему высокосернистой нефти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) отгрузки туда не превысят 1,5 млн. т в 2023 г. и вряд ли будут более 3 млн. т в перспективе.
В этом году в рамках соглашения “Казмунайгаза” и азербайджанской SOCAR в направлении БТД планируется направить 1,5 млн. т нефти с месторождения Тенгиз. В марте отгрузки составили 20 тыс. тонн, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. тонн.
По словам источников, в правительстве Казахстана обсуждается вариант существенного наращивания поставок через БТД – до 20 млн. тонн в год. Однако этому мешают долгосрочные контракты с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в которых действует правило качай или платы, а также непривлекательная экономика транспортировки.
Даже сейчас поставки через БТД дороже, чем через Новороссийск (до $100 за тонну против $38,4), а их наращивание требует инвестиций в расширение порта Актау, углубление дна на Каспии для крупных танкеров и увеличение мощности самого БТД.
Россия дает газ Казахстану дешевле, чем Беларуси, в обмен на транзит в Китай. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)